Navigation bar
  Print document Start Previous page
 313 of 700 
Next page End  

способность к концу первого года жизни (Eimas, 1985).
То, какие фонемы существенны, дети усваивают за первый год жизни, но им требуется несколько
лет, чтобы научиться объединять фонемы в слова. Когда дети впервые начинают говорить, они время от
времени произносят «невозможные» слова, например «dlumber» вместо «lumber». Они еще не знают,
что в английском в начале слова после «d» не может идти «l». К 4 годам дети выучивают большую
часть из того, что им понадобится знать о сочетаниях фонем.
Слова и понятия. Примерно в возрасте 1 года дети начинают говорить. У годовалых детей уже
есть понятия о многих вещах (включая членов семьи, домашних животных и части тела), и, когда они
начинают говорить, они накладывают эти понятия на слова, употребляемые взрослыми. Стартовый
словарь примерно одинаков у всех детей. Дети в возрасте 1-2 лет говорят в основном о людях («папа»,
«мама», «тетя»), животных («собака», «кошка», «утка»), транспортных средствах («машина»,
«грузовик», «лодка»), игрушках («мяч», «кубик», «книжка»), еде («сок», «молоко», «печенье»), частях
тела («глаз», «нос», «рот») и домашних вещах («шляпа», «носок», «ложка»).
Хотя эти слова являются названиями некоторых понятий, имеющихся у маленьких детей, они
никоим образом не называют их все. Следовательно, у маленьких детей часто существует разрыв между
понятиями, которыми они хотят обмениваться, и словами, имеющимися в их распоряжении. Чтобы
преодолеть этот разрыв, дети в возрасте от 1 до 2,5 лет распространяют свои слова на соседние понятия.
Например, двухлетний ребенок может называть «собачкой» не только собак, но и кошек и коров
(ребенок при этом вполне уверен в значении этого слова — если ему показать изображения разных
животных и попросить найти собачку, он выберет правильно). Примерно в 2,5 года такое
распространение начинает исчезать, видимо потому, что словарь начинает быстро расти, тем самым
устраняя многие разрывы (Clark, 1983; Rescorla, 1980).
С этого момента происходит взрывообразное развитие словаря. В 1,5 года словарь ребенка может
включать 25 слов; в 6 лет — около 15
000 слов. Чтобы обеспечить этот невероятный рост, ребенок
должен заучивать новые слова со скоростью примерно 10 в день (Miller & Gildea, 1987; Templin, 1957).
Дети настроены на выучивание новых слов. Когда они слышат слово, которого не знают, они могут
предположить, что оно приходится на одно из еще не названных понятий, и используют контекст, в
котором это слово было произнесено, чтобы найти это понятие (Markman, 1987; Clark, 1983).
От элементарных предложений к сложным. В возрасте от 1,5 до 2,5 лет дети приобретают
способность строить речевые обороты и предложения, то есть овладевают синтаксисом. Они начинают
объединять одиночные слова в двухсловные выражения, например «Тут корова» (соответствующее
высказыванию «Здесь есть корова»), «Велосипед Джимми» (высказывание «Это велосипед Джимми»)
или «Кровать полотенце» (высказывание «Полотенце лежит на кровати»). Такая двухсловная речь
напоминает телеграфную. Ребенок отбрасывает слова с грамматическими функциями (артикли,
сказуемое «is») и другие грамматические морфемы (такие как суффиксы «ing», «ed» и «s») и оставляет
только слова, несущие наиболее важное содержание. Несмотря на краткость, эти выражения передают
большую часть основных намерений говорящего, таких как локализация объектов и описание событий
и действий.
<Рис. Дети в возрасте от 18 до 30 месяцев научаются объединять слова в речевые обороты и
предложения.>
Дети быстро прогрессируют от двухсловных выражений к более сложным предложениям, точнее
выражающим высказывания. Так, «Шляпа папа» может превратиться в «Папа в шляпе» и наконец в
«Папа носит шляпу». Такие расширения глагольных оборотов являются первыми сложными
конструкциями речи ребенка. Следующий шаг — это использование таких союзов, как «и» и «что», для
образования сложносочиненных предложений («Ты играешь с куклой, и я играю с кубиками»), и
использование грамматических морфем, например «ed», для образования прошедшего времени.
Последовательность развития речи довольно одинакова у всех детей.
Процессы научения
Теперь, когда мы имеем представление о том, что приобретают дети в процессе овладения
речью, можно поинтересоваться тем, как они это приобретают. Свою роль здесь играет научение; вот
почему дети, воспитывающиеся в англоговорящей семье, научаются английской речи, а дети,
воспитывающиеся во франкоговорящей семье, научаются французской речи. Играют свою роль и
врожденные факторы; поэтому все дети в семье научаются речи, но ей не научается никто из домашних
животных (Gleitman, 1986). В этом разделе мы рассмотрим научение, а врожденные факторы
Hosted by uCoz