Navigation bar
  Print document Start Previous page
 343 of 700 
Next page End  

Пациенты с афазиями Вернике и Брока изучены лучше всего, но существуют и другие виды
афазии (Benson, Heilman & Vallenstein, 1985). Одна из них называется проводниковой афазией.
Пациенты с этим нарушением выглядят относительно нормально в тестах и на синтаксические, и на
понятийные способности, но у них возникают серьезные трудности, когда их просят повторить
произнесенное предложение. Неврологическое объяснение этого любопытного нарушения состоит в
том, что хотя структуры мозга, опосредующие основные функции понимания и порождения речи, не
затронуты, нервные соединения между этими структурами повреждены. Значит, пациент может понять
сказанное, поскольку не затронута зона Вернике, и может генерировать беглую речь, поскольку не
затронута зона Брока, но не может передать понятое в речевой центр из за повреждения связей между
этими зонами (Geschwind, 1972).
Все вышеизложенное наводит на мысль, что каждый тип афазии вызывается повреждением
конкретного участка мозга. Но эта идея может быть слишком проста: определенный участок,
опосредующий ту или иную функцию речи, может быть разным у разных людей. Лучшее свидетельство
таких индивидуальных различий — это данные нейрохирургов, готовящих пациентов с неизлечимой
эпилепсией к операции. Нейрохирургу надо удалить определенную мозговую ткань, но сначала ему
надо убедиться, что эта ткань не выполняет какую-либо важную функцию, например речевую.
Соответственно, перед операцией, когда пациент находится в сознании, нейрохирург подает слабые
электрические разряды на интересующий его участок и наблюдает их действие по способности
пациента к называнию вещей. Если при электрической стимуляции способность пациента к называнию
нарушается, нейрохирург знает, что этого места надо избегать при операции. Такие места чрезвычайно
интересны для ученых, изучающих речь. У отдельного пациента эти речевые места четко локализованы.
Место речи может быть менее 1 см во всех направлениях от мест, где электрическая стимуляция не
нарушает речь. Но — и это решающий момент — у разных пациентов называние нарушается при
стимулировании разных участков мозга. Например, у одного пациента называние может нарушаться
при электрической стимуляции передних участков мозга, но не при стимуляции задних отделов мозга,
тогда как у другого пациента может наблюдаться другая картина (Ojermann et al., 1989). Если у разных
людей речь опосредуется разными участками мозга, то, видимо, и зоны, связанные с афазиями, у них
могут быть разными.
---
Современные голоса в психологии
Язык определяет мышление или мышление определяет язык?
Как язык может определять мышление: языковая относительность и языковой
детерминизм
Дэн И. Слобин, Калифорнийский университет, Беркли
Никто не спорит с тезисом, что язык и мышление оказывают друг на друга значительное
влияние. Однако существуют разногласия по поводу утверждения, что каждый язык по-своему
воздействует на мышление и поступки говорящих на нем людей. С одной стороны, каждый, кто выучил
два и более языка, поражается тому множеству особенностей, отличающих один язык от другого. С
другой стороны, мы предполагаем, что способы восприятия окружающего мира похожи у всех людей.
В связи с этим возникают две проблемы: языковая относительность и языковой детерминизм.
Относительность продемонстрировать довольно просто. Говоря на любом языке, необходимо обращать
внимание на значения, определяемые его грамматикой. В английском, например, вы должны
употребить глагол в соответствующей форме, чтобы указать временную соотнесенность того события, о
котором ведется речь: «it's raining, it rained» и т. п. В турецком, а также в языках североамериканских
индейцев существует несколько прошедших времен, которые используются в зависимости от источника
сведений об обсуждаемом событии. Существует две формы прошедшего, одна из которых служит для
сообщения об увиденном лично, а другая — о том, что стало известно путем логического заключения
или со слов других. Таким образом, если вы попали под дождь прошлой ночью, вы скажете: «Вчера
ночью шел дождь», используя ту форму, которая показывает, что вы были свидетелем дождя. А если,
проснувшись утром, вы увидели мокрые тротуары и листву, то обязаны употребить другую форму
прошедшего, которая подразумевает, что сам дождь вы не видели.
Такого рода различия уже долгое время вызывают глубокий интерес у лингвистов и
Hosted by uCoz