штата Миннесота, посвященных изучению пар близнецов, выросших отдельно друг от друга. Хотя
Оскар и Джек до этого встречались лишь однажды, в их внешности проявлялись поразительные черты
сходства. Оба приехали для прохождения исследований с усами, в очках в металлической оправе и в
синих двубортных костюмах. Их темперамент и манеры поведения также носили черты сходства, кроме
того, оба разделяли одни и те же предпочтения и личностные особенности: обоим нравились острая
пища и сладкие ликеры, оба были рассеянными, спускали воду в туалете, прежде чем воспользоваться
им, любили макать намазанный маслом хлеб в кофе и удивлять людей, чихая в лифте.
<Рис. У этих близнецов, разлученных с момента рождения и встретившихся в возрасте 31 года,
обнаружилось поразительное сходство интересов и привычек.>
Многие другие пары близнецов, изучавшихся в университете Миннесоты, также проявляли
черты сходства. Например, близнецы, чья фотография помещена рядом, были разлучены с рождения и
впервые встретились, когда им исполнился 31 год; к тому времени оба они работали пожарными. В чем
причина таких проявлений сходства? Разумеется, в природе не существует генов, ответственных за
выбор профессии пожарного, за макание бутербродов в кофе или за склонность удивлять людей в
лифте; подобные сходные черты являются отражением наследуемых компонентов более глубинных
личностных характеристик. Естественно, проявления как сходства, так и различий между людьми
представляют собой явление, объяснение которого должна найти психология.
Во многих отношениях каждый человек похож на всех остальных. Биологические и
психологические процессы, рассмотренные в этой книге, развитие, сознание, восприятие, память,
мышление, мотивация и эмоции по сути своей являются общими для всех нас. Однако в других
отношениях каждый человек отличается от всех остальных. Каждый из нас характеризуется
определенным паттерном способностей, верований, установок, мотивов, эмоций и личностных черт,
делающих нас уникальными.
В данной главе мы дадим обзор некоторых методов измерения интеллектуальных способностей
и личности, обсудим биологические факторы и факторы среды, создающие индивидуальные различия, и
выясним, в какой степени индивидуальные черты личности меняются или остаются теми же в течение
жизни. В главе 13 мы дадим обзор формальных теорий личности и обсудим связанные с ними
философские аспекты человеческой природы.
Мы также вернемся к основной теме, с которой впервые познакомились в главе 3, посвященной
психологическому развитию, к взаимодействию врожденного и приобретенного. В этой главе мы
обсуждали то, как взаимодействуют врожденные биологические факторы с событиями в среде,
окружающей индивидуума, как это взаимодействие определяет ход развития, и основное внимание
уделяли преимущественно факторам, общим для всех нас. Мы узнали, например, что благодаря
врожденной последовательности созревания все дети проходят одни и те же стадии развития в одном и
том же порядке, относительно независящем от различий в условиях воспитания. В этой главе мы
обратимся к тем биологическим факторам и факторам среды, которые формируют нашу
индивидуальность, делая каждого из нас непохожим на других, иными словами, факторам,
создающим индивидуальность.
Источники индивидуальных различий
Если вас спросить, почему один человек выше другого, вы, вероятно, объясните это
врожденными особенностями: высокий человек унаследовал от своих родителей «гены более высокого
роста». Несмотря на то что здоровье и питание могут повлиять на рост человека, в общем будет верным
полагать, что факторы среды определяют его в очень малой степени. Однако если бы вас спросили,
почему один человек предпочитает классическую музыку джазу, а другой наоборот, вы более
вероятно объяснили бы это приобретенными особенностями (окружением). Крайне маловероятно, что
существуют гены музыкальных предпочтений.
Но могут ли быть гены музыкального таланта? Или интеллекта, общительности, сексуальной
ориентации? Здесь ответы уже не очевидны. Кроме того, сторонники тех или иных политических
взглядов
или социальной политики часто приводят в поддержку своей позиции либо тот, либо иной
ответ (см. напр.: Herrnstein & Murray, 1994; см. также обсуждение сексуальной ориентации в гл. 10).
Поскольку эти споры вскрывают распространенное среди публики непонимание соответствующих
эмпирических вопросов, мы уделим некоторое внимание логике и методам, которые используются
специалистами в области поведенческих наук для оценки влияния генетических факторов и факторов
|