проективные тесты, такие как тест Роршаха или тематический апперцепционный тест (ТАТ). Поскольку
тестовые стимулы неоднозначны, предполагается, что индивидуум проецирует свои личностные
особенности на предъявляемые ему стимулы, тем самым раскрывая свои бессознательные желания и
мотивы.
7. Теория социального научения современный вариант бихевиористского подхода к личности.
В ней предполагается, что межличностные различия являются следствием разного опыта научения,
включающего, помимо непосредственного оперантного и классического обусловливания, научение
через наблюдение. Теория социального научения, которая в последние десятилетия становится все
более когнитивной, подчеркивает взаимное влияние внешних детерминант поведения (таких как
вознаграждение и наказание) и внутренних детерминант (таких как убеждения, мысли и ожидания).
8. К числу наиболее известных представителей теории социального научения относятся Джулиан
Роттер и Альберт Бандура. Роттер высказал предположение, что вероятность появления той или иной
формы поведения определяется ожиданиями и ценностью подкрепления. Бандура разработал
социально-когнитивную теорию, согласно которой отношения между средой и поведением носят
взаимный характер.
9. Гуманистический подход, сосредоточенный на субъективном опыте индивидуума, был создан
как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического
направления, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считают, что понятие человека о себе
определяет его стремление к росту и самоактуализации.
10. Когнитивный подход к изучению личности основан на представлении о том, что источником
различий в личности людей являются различия в психических репрезентациях информации у различных
индивидуумов. Теория личностных конструктов, разработанная Джорджем Келли, уделяет основное
внимание концептам, используемым людьми с целью интерпретации самих себя и своего социального
окружения. Другие теоретики уделяют основное внимание схемам, когнитивным структурам,
помогающим людям воспринимать, организовывать и сохранять информацию.
11. Большое количество исследований было посвящено изучению Я-схем, включающих наиболее
важные для индивидуума аспекты индивидуального поведения. Эксперименты показывают, что люди
воспринимают информацию с большей готовностью и сохраняют ее в памяти лучше, если она
соответствует их Я-схемам. С теорией Я-схем связана теория гендерных схем, предложенная Сандрой
Бем, согласно которой индивидуумы, ведущие себя типично для своего пола, используют гендерные
схемы при восприятии и организации различного типа информации.
Ключевые термины
свободные ассоциации
сознательное
предсознательное
бессознательное
психологический детерминизм
оно (ид)
эго
суперэго
защитные механизмы
вытеснение
проективный тест
актуализующая тенденция (тенденция к актуализации)
«я»
реальное «я»
идеальное «я»
безусловная позитивная оценка
иерархия потребностей
пиковый опыт (переживания)
личностные конструкты
схема
Я-схема
гендерная схема
|