В США латиноамериканцы и американцы азиатского происхождения чаще других ухаживают
дома за членом семьи, страдающим серьезным психическим нарушением (Gaw, 1993; Snowden, 1988).
Такая тенденция может объясняться и тем, что семья считается центром решения проблем, и тем, что
обращение за помощью в связи с психическим здоровьем считается клеймом. Афроамериканцы,
наоборот, скорее, чем другие группы, обращаются за помощью по поводу психического здоровья после
появления симптомов (Broman, 1987).
Несколько теоретиков, занимающихся межкультурными вопросами, предложили рекомендации
по видам психотерапии, которые могут оказаться наиболее приемлемы для конкретных этнических
групп (см.: Sue & Zane, 1987). Например, для латиноамериканцев, афроамериканцев и американцев
азиатского происхождения они рекомендуют более структурированную и деятельностную терапию,
например поведенческую или когнитивно-поведенческую, на том основании, что эти группы менее
склонны к интрапсихическим исследованиям при психодинамической терапии. Считается, что
американцы азиатского происхождения предпочитают терапевтов, дающих им структуру, руководство
и направленность, а не недирективную психотерапию, такую как психоанализ или терапию,
ориентированную на клиента (Atkinson, Maruyama & Matsui, 1978). Большинство этих утверждений,
однако, не подвергались строгой эмпирической проверке (Sue & Zane, 1987). Сходным образом, хотя
некоторые клиницисты предположили, что женщины будут находить более привлекательной терапию,
ориентированную на межличностные отношения и выражение чувств, практически нет данных за или
против этого (McGrath et al., 1990).
Какая бы терапия не применялась, конкретные ее формы могут быть не столь важны, как
культурная и половая чувствительность, проявляемая терапевтом по отношению к клиенту. В США
люди, принадлежащие к группам этнических меньшинств, гораздо чаще белых выпадают из
психосоциальной терапии (Sue & Zane, 1987). В одном исследовании 13 450 клиентов психотерапии
было обнаружено, что среди латиноамериканцев доля не получающих терапию составляет 42%, среди
коренных американцев 55%, а среди афроамериканцев 52%, по сравнению всего с 30% белых
(Sue, Allen, & Conaway, 1978). В большинстве этих случаев терапевт был белый. Клиенты из этнических
меньшинств зачастую считают предложения терапевта странными и бесполезными.
Однако когда терапевт принадлежит к той же этнической или расовой группе, что и клиент, это
не гарантирует, что у них общая система ценностей. Например, японские американцы в четвертом
поколении, которые полностью приняли американские ценности, такие как конкуренция и
индивидуализм, могут сильно расходиться во взглядах с новыми эмигрантами из Японии, которые
привержены самопожертвованию и ориентированы на ценности японской культуры. Сходным образом,
женщина-терапевт с сильными феминистскими ценностями может разойтись во взглядах с клиенткой,
придерживающейся традиционных полоролевых ожиданий. Эти ценностные различия людей,
принадлежащих к одинаковым этническим/расовым группам или к одному полу, возможно, объясняют,
почему, как показывают исследования, совпадение расовой или этнической или половой
принадлежности терапевта и клиента не обязательно приносит клиенту лучшие результаты (Atkinson,
1986, 1983; Jones, 1978; Lerner, 1972).
<Рис. Терапевты и клиенты, принадлежащие к одной и той же этнической или расовой группе,
не обязательно разделяют общую систему ценностей.>
Некоторые клиенты сильно озабочены тем, чтобы терапевт был из той же этнической группы
или того же пола, некоторые могут доверять только тому, который соответствует их стереотипу
«доктора», а у некоторых нет предпочтений относительно этнической или половой принадлежности их
терапевта. Для клиентов, желающих, чтобы их терапевт соответствовал им по этнической или половой
принадлежности, это может быть необходимым условием доверия к нему и к самой терапии. И как мы
отмечали ранее, от связи между клиентом и терапевтом и убежденности клиента в эффективности
терапии в сильной степени зависит полное участие клиента в терапии и эффективность последней.
Укрепление психического здоровья
Предупреждение и лечение психических расстройств проблема огромной важности и для
семьи, и для государства. Ранее в этой главе мы отмечали, что Закон об Общественных Центрах
Психического Здоровья, утвержденный Конгрессом в 1963 году, разрешает их финансирование из
федерального бюджета, так чтобы люди могли получать помощь без отрыва от семьи и друзей, а не
только в больших государственных психиатрических больницах. Эти общественные центры
|