посредством DIN-норм, которые привели бы к категориальным оценкам, то в настоящее время
соответствующие положения находятся в стадии разработки.
Хотя психологические тесты и являются наиболее точными методами, но самый частый метод на
практике
диагностическая беседа (интервью)
(Hersen & Turner, 1994; Kanfer, 1985; Wittchen &
Unland, 1991). Во-первых, диагностическая беседа предназначена для сбора данных при использовании
методов сторонней оценки в тестовой форме; особенное значение имеют интервью для установления
МКБ и DSM-диагнозов (ср. главу 6); но часто беседа используется как базис для клинических решений и
без эксплицитной сторонней оценки. Кроме того, диагностическая беседа служит не только для сбора
информации, но одновременно выполняет консультирующую и терапевтическую функции. При
диагностике особенно важно учитывать разные, в частности, взаимодействующие влияния как
поведения интервьюирующего, так и ответа-поведения отвечающего. Указания на разнообразные
факторы, влияющие на ситуацию беседы (чаще всего в форме диады), можно найти в моделях
переработки информации, когнитивных теориях, в теориях научения, а также получить из социально-
психологических данных (Lilly & Frey, 1993). Особенное значение имеет интервью в начальной фазе
клинической интервенции, когда появляются первые данные о расстройстве и собирается анамнез (по
схемам анамнеза: Kessler, 1994).
Еще одним источником информации является поведение пациентов, которое систематизируется
в наблюдении за поведением (Fassnacht, 1995). Наблюдать можно спонтанное поведение, а также
поведение в экспериментальных условиях (например, в ролевой игре) или в реальности (например,
конфронтация с раздражителем in vivo). Благодаря совершенствованию техники записи (видеотехника)
можно получить диагностическую информацию во всей ее полноте. Несомненно, наблюдение за
поведением часто обладает ценностью ad-hoc-методов без специальных критериев качества; однако в
последнее время появляются подходы с относительно высоким методическим стандартом,
позволяющим сопоставлять эти методы с традиционными тестами (Wallbott, 1994).
4.3.3. Индивидуальная диагностика и диагностика межличностных систем
Помимо методической систематизации диагностических методов можно еще классифицировать
методы по их предназначению годятся ли они больше для диагностики отдельных лиц или
межличностных систем.
Большинство методов исследования, особенно психологические тесты, были
созданы для индивидуальной диагностики. Другая группа методов учитывает межличностную систему
с точки зрения отдельного лица («эгоцентрический подход»). Так, например, социальная сеть человека
может быть представлена с точки зрения любого из затрагиваемых лиц (Baumann & Laireiter, 1995),
причем в отличие от социограммы не обязательно систематически учитываются все лица. Подобные
подходы имеются для партнерских и семейных отношений (Cierpka, 1996; Hank, Hahlweg & Klann,
1990). Лишь небольшая часть методов составлена действительно системно, то есть таким образом, что
все элементы системы понимаются диагностически в их взаимных реляциях (например, совместное
решение проблем внутри семьи; Cierpka, 1996); нередко эти методы соединены с Rating-системами или
наблюдением за поведением.
4.3.4. Учет данных в естественном окружении: полевая диагностика
Традиционный диагностический учет данных, так, как он представлен в тесте, можно сравнить с
неким экспериментом, при котором ситуация исследования, исследуемое поведение и предъявление
стимулов искусственны (Perrez, 1994). В поведенческой терапии уже давно делались попытки получить
данные также из повседневной жизни, используя для этого дневники.
Эта форма сбора данных стала
широко применяться лишь в последнее время с привлечением портативных компьютеров, в результате
чего для диагностики открылись новые пути (Fahrenberg & Myrtek, 1996). Благодаря этому подходу
можно делать временнЫе выборки или выборки событий из повседневной жизни и собирать данные о
самых различных признаках (настроение, совладание, стрессы, контакты и т. д.) в форме
саморегистрации или в ограниченном объеме в форме сторонней регистрации. Достигнутые
сегодня результаты позволяют очень многого ожидать от этого подхода в будущем, потому что
комплексные паттерны функционирования можно регистрировать непосредственно и тем самым со
значительно меньшим, чем при обычных опросниках, эффектом искажения (память, переработка и т.
д.). Кроме того, не стоит недооценивать и реактивные эффекты этого метода (иногда терапевтически
желательные и полезные). Саморегистрация с помощью портативных компьютеров в повседневной
|