цели. Тем самым можно мобилизовать силы клиента для изменения самого себя и своего поведения.
Обратная связь. «Таким я Вас увидел»
Теперь «наставник» дает обратную связь; он обращает внимание на то, чтобы обратная связь
«дошла» и была правильно проинтерпретирована. Он поддерживает положительные начинания и дает
им ясные наименования, но не боится затрагивать и негативные аспекты. Последнее обязательно для
адекватной реальности обратной связи, так как одни только похвалы воспринимаются как грубое
приукрашивание действительности.
Обмен. «Какие вещи мы видим по-разному?»
Здесь «наставник» обращает внимание клиента на расхождения в самовосприятии (сообщении) и
восприятии со стороны (обратной связи). Перечисляются все разнящиеся точки зрения, «наставник» и
клиент вместе анализируют возможные причины расхождений в восприятии. Таким образом, клиент
может приобрести существенные новые познания.
Разработка этапов решения. «Что необходимо сделать в первую очередь?»
В завершение разговора обсуждаются итоги сеанса. Уточняются дальнейшие действия, которые
должны быть сделаны на пути к цели.
---
Обзор методики такой формы консультирования показывает, что здесь многое позаимствовано у
различных психологических форм психотерапии, чья эффективность более-менее доказана. В качестве
примера можно назвать ориентацию на поведенческую терапию у Хака (Huck, 1989), гуманистический
клиенто-центрированный подход Шмидта (Schmidt, 1993), использование психодрамы и техник
гештальт-терапии Шрейоггом (Schreyogg, 1995) или методы нейролингвистического программирования
Вайсса (Wei?, 1993), а также эклектичное комбинирование методов у большинства авторов (например,
Ruckle, 1992; см. дополнительно сноски у Rauen, 1996). В любом случае, для эффективного coaching
необходимы основательные знания клинико-психологических методов интервенции.
Ввиду перечисленных содержательных, касающихся отношений, а также методических общих
положений встает вопрос об отграничении coaching от психотерапии. Это иллюстрирует табл. 43.2.2.
Таблица 43.2.2. Сходство и различие между coaching и психотерапией (модификация по Rauen, 1996)
Coaching
Психотерапия
Сходство:
Применение психотерапевтических методов и интервенций.
Анализ восприятия задач и формирования роли.
Роль консультанта как слушателя и собеседника.
Работа с переживаниями клиентов.
Рефлексивные методы.
Создание и формирование отношений как цель.
Практикуются в основном внешними консультантами.
Расширение поведенческого репертуара или придание гибкости поведению
клиентов.
В центре внимания стоит
профессиональная роль или связанные с
ней текущие дела клиента (важные
аспекты работоспособность и
руководство). Есть конкретная
соотнесенность с реалиями данного
предприятия (например, личностное
развитие).
Переработка глубоких частных и
личностных (психических) проблем с
учетом конкретной истории жизни.
Рассматриваются и такие нарушения,
причины которых могли возникнуть
много лет назад.
Такие способности, как
самоэффективность и саморегуляция
должны нормально функционировать.
Недостаток этих способностей делает,
как правило, необходимой
психотерапию.
Чаще всего небольшая эмоциональная
глубина рассматриваемых проблем.
Зачастую рассматриваются глубоко
эмоциональные проблемы.
Различие:
Не годится в случае тяжелых
психических нарушений.
Эксплицитная ориентация на тяжелые
психические нарушения.
|