Необходимо, чтобы консультант имел
профессиональную компетентность в
вопросах экономики и организации
производства, а также
предпринимательский опыт.
Такого рода компетентность для
проведения психотерапии не нужна.
Целенаправленная переработка проблем,
достижение должного состояния.
Зачастую ориентированный на причины
анализ проблем.
Решающим для дифференциации является то, что и «наставник», и клиент всегда должны
учитывать профессиональные роли и производственные постановки цели (поведение в случае
дисбаланса системы). Другим различительным критерием служит способность к саморегуляции. Если
она нарушена или временно (например, вследствие социофобии) отсутствует, то «наставник»
рекомендует обратиться к психотерапевту. В других случаях coaching следует классифицировать как
ориентированную на ресурсы, адаптационную форму профилактики.
Есть сходство и с другим инструментом клинической психологии, а именно с супервизией.
Супервизия очень схожа с coaching, существенное же отличие заключается в том, что супервизия имеет
дело с индивидами, работа которых в значительной степени определяется отношениями с другими
людьми. «Наставничество», напротив, нельзя рассматривать вне специфики целевых установок,
ориентированных на прибыль или на бытовое обслуживание.
В заключение необходимо отметить, что современные обзоры «наставничества» (Rauen, 1996)
указывают на широкий спектр теоретических положений, среди которых есть и скорее «клинические».
Это открывает перспективы для клинической психологии, правда, с тем ограничением, что для этой
профессиональной сферы в значительной степени необходима квалификация в области экономики и
организационной психологии (см. табл. 43.2.2).
4. Программы интервенции с клинико-психологической постановкой цели
Как говорилось выше, возможности клинико-психологической интервенции в организациях
можно структурировать и развивать на основе подходящих теоретических концепций. Однако влияние
на выбор и конкретные формы такой интервенции оказывает также и до сих пор в первую очередь
сама производственная деятельность. Во-первых, здесь необходимо назвать проблемы, возникшие на
конкретном предприятии, а также специфические интересы особенно руководства предприятия. Во-
вторых, необходимо принять во внимание, что позиция и деятельность психолога являются составной
частью системы предприятия или становятся таковой в ходе интервенции, и поэтому их нельзя
рассматривать отдельно от ее закономерностей и правил. Последний пункт касается особенно правовых
основ психологической деятельности. Далее необходимо учесть, что сама организационная форма
предприятия влияет на течение, результаты и побочные эффекты. Ниже мы еще обсудим эти
положения. Последовательность действий при разработке программ интервенции будет далее
проиллюстрирована на примере актуальной темы моббинга.
4.1. Модели внедрения
Услуги, оказываемые психологами предприятиям и другим учреждениям в целом, и клинико-
психологические программы в частности, могут быть организованы в основном по трем моделям как
внутрипроизводственные программы, как программы независимого обучающего консультационного
центра («программы сервисного центра»
«Service Center Programs») и как услуги общественных
психосоциальных учреждений.
Круг задач внутрипроизводственных программ довольно широк: сюда относятся идентификация
и определение проблем, освоение внутренних и внешних ресурсов интервенции и обучения,
координация и прямое проведение мероприятий. Преимуществами этого подхода являются хорошее
(изнутри) знание организации, а также облегченная коммуникация и улучшенная идентификация с
программами. Недостатки же заключаются в проблеме доверия, в конфликтах между ролями и
отделами предприятия, а также в высоких требованиях к внутрипроизводственным личностным
ресурсам.
При «модели сервисного центра» идентификацию и определение проблем, последующее
сообщение об имеющихся у предприятия ресурсах для совладания с проблемами, а также проведение
|