Являются ли обстоятельства, которые, как полагают, вызывают диссонанс (например, принятие
человеком решений или совершение им поступков, противоречащих его установкам), действительно
источником дискомфорта и возбуждения? Безусловно, да, особенно если действия имели
нежелательные последствия и человек чувствует себя ответственным за них (Cooper, 1999). Если
наедине с самим собой вы скажете нечто такое, во что не верите, диссонанс будет минимальным.
Однако сила его многократно возрастет, если сказанное вами повлекло за собой неприятности,
например если кто-нибудь, услышав ваши слова, поверил вам; если негативные последствия этого
неизбежны и если при этом вред причинен человеку, которого вы любите. А если к тому же вы
чувствуете свою ответственность за это поскольку вам нелегко оправдать свои действия, потому что
вы легко согласились на них или потому что должны были предвидеть их последствия, дискомфорт и
диссонанс неизбежны. Более того, они дадут о себе знать такими проявлениями, как повышенное
потоотделение и участившееся сердцебиение (Cacioppo & Petty, 1986; Croyle & Cooper, 1983; Losch &
Cacioppo, 1990). Итак, человек, чувствующий, что неприятные события происходят по его вине,
испытывает возбуждение диссонанса.
( Нет, Хоскинс, вы сделаете это вовсе не потому, что я приказываю вам. Вы сделаете это
потому, что верите.)
Интернализация навязанного поведения редкое явление
Почему добровольное согласие говорить или делать неприятные вещи столь сильно
«взвинчивают» человека? По мнению Клода Стила, причина заключается в том, что такие события
вызывают замешательство (Steele, 1988). Мы чувствуем себя дураками. Они угрожают нашему
ощущению собственной компетентности и порядочности. Следовательно, оправдание собственных
действий является актом самоутверждения, оно защищает и поддерживает наше восприятие самих себя
как нравственных и достойных уважения людей.
Как вы думаете, что происходит, когда мы предлагаем людям, совершившим деяния, которые
противоречат их собственным убеждениям, возможность восстановить веру в себя, например сделать
какое-нибудь доброе дело? Результаты нескольких экспериментов, проведенных Стилом,
свидетельствуют: после восстановления их Я-концепций испытуемые (особенно те из них, которые
«вошли в эксперимент» с ярко выраженной Я-концепцией) чувствовали значительно меньшую
потребность в оправдании своих поступков (Steele et al., 1993).
<Поразительно, но теория когнитивного диссонанса и через 40 лет после публикации остается
такой же убедительной и интересной. Джек Брем, социальный психолог, 1999>
Итак, условия, при которых возникает диссонанс, на самом деле вызывают возбуждение, и
в
первую очередь тогда, когда они создают угрозу позитивному восприятию собственной значимости.
Однако необходимо ли это возбуждение для того, чтобы проявился феномен «установки суть следствие
поведения»? По мнению Стила и его коллег, ответ должен быть «да» (Steele et al., 1981). Когда
вследствие злоупотребления спиртными напитками уровень возбуждения, вызываемого диссонансом,
снижается, этот эффект не проявляется. Участники одного из экспериментов, проведенных Стилом и
его коллегами, студенты Вашингтонского университета, были вынуждены написать эссе в защиту
весьма значительного повышения платы за обучение. Диссонанс, возникавший у них вследствие этого,
они уменьшали за счет того, что смягчали свое негативное отношение к этому обстоятельству, но это
происходило только в том случае, если после написания неприятного эссе они не пили спиртных
напитков, якобы по программе эксперимента по дегустации пива и водки.
Хотя после того, как Фестингер опубликовал свою теорию, прошло уже почти полвека,
социальные психологи продолжают изучать и обсуждать альтернативные точки зрения на причины
возникновения диссонанса. Некоторые полагают, что Фестингер был прав, когда говорил: чтобы
|