классах среди «привитых» учеников было в два раза меньше склонных к тому, чтобы начать курить,
чем среди их ровесников в другой школе, среди родителей которых было примерно столько же
курильщиков (рис. 7.11).
Рис. 7.11. Процент курильщиков среди «вакцинированных» учащихся средней школы
значительно ниже, чем среди учащихся контрольной школы, использующей более традиционную
программу профилактики курения. (Источник: McAlister et al., 1980; Telch et al., 1981)
<Едва ли не ежедневно похитители читали мне новости, которые они вырезали из газет.
Некоторые из них были неоспоримы, а иногда я не знала, чему верить. Все это очень смущало меня. Я
поняла, что до похищения жила в тепличных условиях; меня практически не интересовали ни
международная обстановка, ни политика, ни экономика. Патриция Херст, Все секреты, 1982>
То, что подобные программы инокуляция, иногда дополненные обучением другим важным для
жизни навыкам, уменьшают число курящих подростков, доказано не только Мак-Алистером и его
коллегами (Botvin et al., 1955; Evans et al., 1984; Flay et al., 1985). Большинство проектов, реализованных
в последние годы, уделяют основное внимание стратегиям сопротивления социальному влиянию. В
одном исследовании ученики 6-8-х классов либо смотрели фильмы, направленные против курения, либо
получали информацию о курении и одновременно участвовали в ролевых играх под названием «Отказ
от сигареты», которые сами и придумывали (Hirschman & Leventhal, 1989). Спустя полтора года из
числа смотревших фильмы начали курить 31%, из числа участников игр 19%. Другое исследование
было проведено с участием выборки семиклассников из 30 разных школ. Его авторы предостерегали
подростков о том, что их будут втягивать в курение и в употребление наркотиков и вооружали их
стратегиями противостояния подобному влиянию (Ellickson & Bell, 1990). Число тех, кто раньше не
употреблял марихуану, но оказался вовлеченным в наркоманию, уменьшилось на одну треть, а число
тех, кто употреблял ее, в 2 раза.
В просветительских программах, целью которых является предотвращение втягивания
подростков в курение и наркоманию, используются и другие принципы убеждения. Например, они
привлекают в качестве коммуникаторов привлекательных для подростков их сверстников, создают
условия для того, чтобы учащиеся сами размышляли над полученной информацией («Возможно, тебе
самому захочется поразмышлять над этим), подталкивают учащихся к тому, чтобы они делали
публичные заявления (в частности, в такой форме: учащийся принимает обоснованное решение
относительно курения и наркотиков и сообщает о нем и о своих аргументах одноклассникам).
Некоторые из этих программ, направленных на предотвращение курения, рассчитаны всего лишь на 2-6
одночасовых занятий с использованием подготовленных печатных и видеоматериалов. Сегодня любой
школьный округ и педагог, желающие использовать социально-психологический подход к
|