Бельзене, один из немцев воскликнул: «Какие ужасные преступления должны были совершить эти
заключенные, чтобы с ними так обращались!»
Феномен справедливого мира
Мелвин Лернер и его коллеги, проведя ряд экспериментов в университетах города Ватерлоо и
штата Кентукки, пришли к следующему выводу: одного лишь наблюдения за тем, как наказывают ни в
чем не повинного человека, достаточно, чтобы он начал казаться менее достойным (Lerner & Miller,
1978; Lerner, 1980). Представьте себе, что вы вместе с другими участвуете в одном из экспериментов
Лернера, целью которого якобы является изучение восприятия признаков эмоционального состояния
(Lerner & Simmons, 1966). Одна из испытуемых (это была помощница экспериментатора) отбирается по
жребию для выполнения задания на запоминание. Каждый раз, когда она дает неверный ответ, ее
наказывают электрическим током. Вы вместе с другими испытуемыми наблюдаете за ее
эмоциональными реакциями.
После наблюдения за жертвой, получавшей, конечно же, болезненные удары, вы по просьбе
экспериментатора должны оценить ее. Как вы отреагируете? С сочувствием
и состраданием? Вполне
возможно. Как писал Ральф Уолдо Эмерсон, «мученика нельзя опорочить». Однако результаты
экспериментов Лернера говорят о том, что это не так и что мученика, оказывается, можно опорочить.
Если наблюдатели бессильны изменить участь жертвы, они нередко отвергают и принижают ее.
Римский сатирик Ювенал предвосхитил эти результаты: «Римская чернь полагается на Фортуну... и
ненавидит тех, кто был осужден».
( Никакой справедливости в мире нет!
Нельзя сказать, что в мире совсем нет справедливости!
Мир справедлив!)
Справедливое устройство мира
Линда Карли и ее коллеги пишут о том, что этот феномен справедливого устройства мира
влияет на впечатления, которые производят на нас жертвы изнасилования (Carli et al., 1989, 1999).
Карли предлагала испытуемым прочесть подробное описание отношений мужчины и женщины.
Например, женщина и ее босс вместе обедают, потом приходят к нему домой и выпивают по бокалу
вина. Некоторые испытуемые прочитали такой финал: «Затем он усадил меня на диван и, взяв мою руку
в свою, попросил меня стать его женой». Задним числом люди не видят ничего удивительного в таком
повороте событий и восхищаются обоими и мужчиной, и женщиной. Другие испытуемые прочитали
эту же историю с другим финалом: «Но потом он повел себя очень грубо. Он повалил меня на диван и
изнасиловал». Узнав о подобной развязке, испытуемые говорили, что именно этого и следовало
ожидать, и порицали женщину за поведение, которое в первом сценарии казалось безупречным.
По мнению Лернера, подобное унижение беззащитной жертвы является следствием присущей
каждому из нас потребности верить, что «я справедливый человек, живущий в справедливом мире, в
котором каждый получает то, что заслуживает» (Lerner, 1980). С раннего детства, утверждает он, нам
внушают, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Трудолюбие и добродетель приносят
дивиденды; лень и безнравственность нет. Отсюда недалеко и до того, чтобы верить: процветающие
добродетельны, а страдающие заслуживают своей участи. Классической иллюстрацией этого тезиса
является один из сюжетов Ветхого Завета жизнеописание Иова доброго человека, на долю
которого выпали тяжелейшие страдания. Друзья Иова, считавшие устройство мира справедливым,
|