подозревали, что тяжелая участь Иова наказание за совершенное им страшное злодеяние. Более двух
третей американцев разделяют точку зрения друзей Иова и согласны с утверждением: «Большинству из
тех, кто не добился успеха, не следует винить систему; им некого винить в этом, кроме себя» (Morin,
1998). Следовательно, противодействие
программам поддерживающих действий (affirmative action
programs) [Поддерживающие действия политическая программа, направленная на ликвидацию
расовой дискриминации.
Примеч. перев.], призванным исправить положение, создавшееся в
результате прежней дискриминации, объясняется не только предрассудками, но также и восприятием
поддерживающих действий как нарушающих нормы справедливости и честности (Bobocel et al., 1998).
Результаты этих исследований позволяют предположить, что люди равнодушны к социальной
несправедливости не потому, что справедливость их не волнует, а потому, что не видят
несправедливости. Люди, априорно считающие устройство мира справедливым, убеждены в том, что
жертвы изнасилования соответствующим образом вели себя (Borgida & Brekke, 1985), что избитые
жены сами спровоцировали своих мужей (Summers & Feldman, 1984), что бедняки не заслуживают
лучшей участи (Furnham & Gunter, 1984), а больные сами виноваты в своих недугах (Gruman & Sloan,
1983). Подобные представления убеждают также и успешных людей в том, что они заслужили то, что
имеют. Здоровые и богатые люди могут рассматривать свое благополучие и несчастья других как
справедливое распределение вознаграждений. Связывая благополучие с нравственностью, а несчастья
с ее отсутствием, мы создаем условия для того, чтобы удачливые люди гордились своим положением
и не спешили брать на себя ответственность за тех, кто потерпел крах.
Люди не терпят неудачников, даже если всем очевидно, что неудача всего лишь результат
невезенья. Всем прекрасно известно,
что играющие в азартные игры либо выигрывают, либо
проигрывают, и результат игры, казалось бы, не должен сказываться на оценке самого игрока. Тем не
менее есть люди, которые никак не могут удержаться от того, чтобы не выступить в роли его критика и
не оценить его в зависимости от результата. Игнорируя тот факт, что даже логичное решение может
принести плохие результаты, они признают проигравших менее компетентными (Baron & Hershey,
1988). Адвокаты и биржевые маклеры точно так же судят о себе по результатам; они весьма довольны
собой после достигнутых успехов и стыдятся неудач. Разумеется, нельзя сказать, что успех не зависит
от одаренности и инициативности. Но слепая вера в справедливое устройство мира не учитывает не
зависящие от человека и не поддающиеся его контролю факторы, которые способны свести на нет даже
самые энергичные усилия.
Когнитивные последствия стереотипов
Увековечивают ли стереотипы сами себя?
Предрассудок это предвзятое мнение. «Вынесение приговора до суда» вещь неизбежная:
ведь мы с вами не бесстрастные автоматы, фиксирующие социальные события и взвешивающие
свидетельства «за» и «против» собственных пристрастий. Наши предвзятые мнения руководят нашим
вниманием, нашими интерпретациями и памятью.
Во всех случаях, когда какой-либо член какой-либо группы поступает именно так, как и
ожидали, мы надлежащим образом отмечаем этот факт: мнение, которое у нас существовало до этого,
подтвердилось. Если же действия какого-либо члена какой-либо группы идут вразрез с нашими
ожиданиями, мы можем объяснить или оправдать это особыми обстоятельствами (Crocker et al., 1983).
Следовательно,
стереотипы влияют на то, как мы истолковываем поведение окружающих (Kunda &
Sherman-Williams, 1993; Sanbonmatsu et al., 1994; Stangor & McMillan, 1992).
Возможно, вы сами припомните такой период в своей жизни, когда вам как бы вы ни
старались не удавалось заставить кого-то изменить свое мнение о вас; время, когда вас что бы вы
ни делали постоянно неправильно понимали. Вероятность непонимания велика, когда кто-то
ожидает неприятных столкновений с вами (Wilder & Shapiro, 1989). Уильям Айкс и его коллеги
доказали это в опытах, участниками которых стали пары мужчин студенческого возраста. Когда пары
приходили в лабораторию, экспериментатор предупреждал одного из участников каждой пары о том,
что его «половина» якобы один из самых недружелюбных людей, с которыми ему приходилось в
последнее время общаться. Затем мужчин представляли друг другу и оставляли наедине на 5 минут.
Участникам параллельного эксперимента говорили о том, что их «половина» исключительно
дружелюбный человек.
<Ярлыки действуют на нас так же, как пронзительный вой сирены, и мы становимся глухими ко
|