всем более тонким различиям, которые в спокойной обстановке непременно . заметили бы.
Гордон
Оллпорт, Природа предрассудка, 1954>
И «дружелюбные», и «недружелюбные» участники эксперимента были любезны со своими
новыми знакомыми. На деле же те, кто был настроен на встречу с недружелюбным собеседником, изо
всех сил старались расположить его к себе, и их усилия не пропали даром: к ним отнеслись
доброжелательно. Но в отличие от тех, кого предупреждали о дружелюбии их напарников, испытуемые,
ожидавшие встретить нелюбезного человека, приписали его дружелюбное поведение их собственным
«нежностям» с ним. По завершении эксперимента они выразили своим собеседникам большее
недоверие и оценили их поведение как менее дружелюбное. Вопреки очевидно доброжелательному
поведению их напарников те участники эксперимента, которые уже были определенным образом
предубеждены, «усмотрели» враждебность, якобы скрывающуюся за «улыбкой вежливости». Они
никогда не увидели бы ничего подобного, если бы не верили в нее.
{Если поведение окружающих угрожает нашему стереотипу, мы спасаем его тем, что выделяем
из группы, на которую он распространяется, новую подгруппу, например группу «пожилых
олимпийцев»}
Что же касается информации, которая находится в разительном противоречии со стереотипом, то
мы ее, конечно же, замечаем. Тем не менее, когда нам кажется,
что «список исключений»
исчерпывается несколькими нетипичными личностями, мы можем спасти стереотип, если выделим из
группы, на которую он распространяется, новую категорию (Brewer, 1988; Hewstone, 1994; Kunda &
Oleson, 1995, 1997). Домовладельцы, не возражающие против соседства с совершенно определенными
чернокожими, могут сформировать стереотипное представление о подгруппе чернокожих
«представителях среднего класса, достигших определенного профессионального уровня». Подобное
выделение подтипов формирование стереотипов, распространяющихся на подгруппы, помогает
поддерживать более общее стереотипное представление о том, что большинство чернокожих
нежелательные соседи (рис. 9.9). Доброжелательное отношение британских школьников к
полицейским, охраняющим их школы и по-дружески относящихся к ним, не изменило в лучшую
сторону их представления о полицейских вообще (Hewstone et al., 1992). Тот, кто считает, что женщины
преимущественно пассивны и зависимы, может сформировать новую подгруппу «агрессивных
феминисток» и включить в нее всех тех дам, которые не соответствуют «базовому» стереотипу (S. E.
Taylor, 1981).
Рис. 9.9. Атрибуция и модификация стереотипа. Если чье-либо поведение не соответствует
нашему стереотипу, мы можем пересмотреть стереотип, выделить подгруппу или приписать поведение
каким-либо чрезвычайным обстоятельствам
Влияют ли стереотипы на наши суждения о конкретных людях?
У нас есть возможность завершить эту главу на вполне оптимистичной ноте: мы нередко более
|