возбуждение действительно усиливает практически любую эмоцию (Reisenzein, 1983). Так,
установлено, радиопомехи особенно раздражали
испытуемых тогда, они были возбуждены слишком
ярким освещением (Biner, 1991). Сразу же после занятий на велотренажере или просмотра видеозаписи
концерта группы Beatles испытуемые легко ошибались в атрибуции своего возбуждения: они
приписывали его какой-либо провокации и мстили «провокатору» с возросшей агрессивностью
(Zillmann et al., 1988). Хотя здравый смысл и заставляет нас предположить, что пробежка должна была
помочь Тауне «сбросить агрессивную энергию» и потому спокойно воспринять плохую новость,
результаты этих экспериментов свидетельствуют об обратном: возбуждение подпитывает эмоции.
Следовательно, сексуальное возбуждение и другие формы возбуждения, в том числе и гнев,
способны усиливать друг друга (Zillmann, 1989). Любовь никогда не бывает столь страстной, как после
драки или испуга. В лабораторных условиях эротические стимулы сильнее возбуждают тех
испытуемых, которые перед этим пережили испуг. Точно так же и возбуждение от катания на
аттракционе «русские горки» может превратиться в романтическое чувство к спутнику.
Фрустрация, жара, теснота или оскорбительные действия окружающих усиливают возбуждение.
Когда это происходит, возбуждение, «подогретое» враждебными мыслями и чувствами, способно
привести к агрессивным реакциям (рис. 10.5). Лос-анджелесские полицейские, разъяренные и
возбужденные вызывающим отказом Родни Кинга остановить машину, утратили контроль над своими
действиями, а потому и избили его.
Рис. 10.5. Элементы враждебной агрессии. Аверсивная ситуация способна «запустить»
механизм агрессии, ибо она провоцирует враждебные мысли, враждебные чувства и возбуждение.
Благодаря этим реакциям мы становимся более восприимчивыми к намерениям, таящим угрозу, и более
склонными к агрессивным действиям. (Источник: Anderson, Deuser & DeNeve, 1995)
Возбудители агрессии
Как уже отмечалось выше, насилие наиболее вероятно тогда, когда возбудители агрессии
«выбивают пробку», высвобождая сдерживаемый до того гнев. Известно, что одним из таких
возбудителей является вид огнестрельного оружия; сказанное в первую очередь относится к ситуациям,
в которых оно воспринимается скорее не как символ хобби своего хозяина, а как инструмент насилия
(Berkowitz, 1968; 1981; 1995). В ходе одного эксперимента выяснилось, что после игры с игрушечными
пистолетами и автоматами дети чаще разрушали то, что их товарищи успевали построить из
конструктора. В другом эксперименте разгневанные мужчины из Университета штата Висконсин
наказывали более сильным ударом тока тех, кто докучал им, если рядом с ними оказывались якобы
забытые участниками предыдущего эксперимента ружье или пистолет, чем в том случае, если в
качестве случайно забытых вещей выступали ракетки для бадминтона (Berkowitz & LePage, 1967). Вид
оружия рождает враждебные мысли и суждения, связанные с применением наказания (Anderson et al.,
1998; Dienstbier et al., 1998). Именно поэтому Берковиц не видит ничего удивительного как в том, что в
США половина всех убийств совершается с применением огнестрельного оружия, так и в том, что
оружием, которое хранится в домах, чаще убивают кого-либо из членов семьи, нежели грабителей.
«Оружие не только делает возможным насилие, но также и стимулирует его. Да, на курок нажимает
|