тогда, когда думают, что их плохое настроение временный результат действия специального
психотропного препарата (Schroeder et al., 1988).
Если человек сочувствует страдальцу, он, чтобы сделать для него то, в чем тот нуждается,
нарушает собственные правила и представления о порядочности и справедливости (Batson et al., 1997;
1999). Парадокс заключается в следующем: именно поэтому альтруизм, основанный на эмпатии,
«может представлять большую угрозу для общественной морали, ибо он заставляет меня в первую
очередь заботиться о том, кого я люблю более других, о нуждающемся
друге, и делает
невосприимчивым к страданиям истекающей кровью толпы». Не приходится удивляться, что наше
милосердие нередко оказывается ограниченным стенами наших домов.
Итак, все согласны с тем, что в некоторых случаях оказание помощи продиктовано либо
откровенным эгоизмом (помощь оказывается для того, чтобы либо получить вознаграждение, либо
избежать наказания) или завуалированным эгоизмом (помощь оказывается для того, чтобы вернуть себе
душевный комфорт). Существует ли третий побудительный мотив альтруизм, единственная цель
которого благополучие другого человека, а счастье того, кто помогает, всего лишь «побочный
продукт»? Можно ли назвать оказание помощи, основанное на эмпатии, источником подобного
альтруизма? Чалдини (Cialdini, 1991), а также его коллеги Марк Шаллер и Джим Фультц все еще
сомневаются в этом и отмечают, что ни один из экспериментов не исключает абсолютно всех
возможных эгоистических объяснений оказания помощи.
<О том, какие мы на самом деле, лучше всего говорят поступки, которые мы совершили бы, если
бы были уверены, что о них никто и никогда не узнает.
Английский историк и эссеист Томас Маколи
(1800-1859), парафраз>
Проведя 25 экспериментов, в которых изучалась альтруистическая и эгоистическая эмпатия как
альтернативные мотивы оказания помощи, Бейтсон (Batson, 2001) и другие (Dovidio, 1991; Staub, 1991;
Wallach & Wallach, 1983) убедились: иногда люди способны сосредоточиться не на собственном
благополучии, а на благополучии других. Бейтсон, в молодости изучавший теологию и философию,
приступил к изучению этой проблемы, испытывая «восторг от одной мысли: если бы удалось получить
неоспоримые доказательства того, что оказание помощи проявление искренности, а не
завуалированного эгоизма, мы совершенно по-новому могли бы взглянуть на основополагающий аспект
человеческой природы» (Batson, 1999a). Спустя два десятилетия он полагает, что нашел ответ на свой
вопрос. Искренний, «побуждаемый эмпатией альтруизм является частью человеческой природы»
(Batson, 1999b). И это, продолжает Бейтсон, вселяет надежду результаты исследований говорят о ее
обоснованности на то, что благодаря эмпатии можно улучшить отношение к тем, кто сегодня
находится на положении отверженных: к ВИЧ-инфицированным, бездомным, заключенным и
представителям других меньшинств.
Во время войны во Вьетнаме 63 солдата получили награды за то, что собственными телами
закрыли своих товарищей во время взрывов (Hunt, 1990). Большинство из них входили в состав боевых
подразделений, члены которых были связаны узами крепкой дружбы. Большинство из них накрыли
собственными телами неразорвавшиеся гранаты. 59 человек погибли. В отличие от других альтруистов,
в частности от тех «неиудейских праведников», которые, как принято сейчас считать, спасли от
нацистов 200 000 евреев, у этих солдат не было времени для размышлений ни о том, что трусость
постыдное качество, ни о вечной благодарности за самопожертвование. Тем не менее что-то же
заставило их поступить так, как они поступили.
Социальные нормы
Нередко мы помогаем другим не потому, что, сознательно просчитав последствия этого
поступка, пришли к выводу: это в наших интересах, а потому, что что-то подсказывает нам: мы должны
так поступить. Мы должны помочь новому соседу
устроиться на новом месте. Мы должны выключить
свет в припаркованном автомобиле. Мы должны вернуть найденный бумажник. Мы должны защищать
своих друзей на поле боя. Нормы (возможно, вы помните об этом из главы 5) это социальные
ожидания. Они предписывают правила поведения и оговаривают то, что мы обязаны делать.
Исследователи, изучающие оказание помощи, идентифицировали две социальные нормы,
мотивирующие альтруизм.
Норма взаимности
|