Социолог Элвин Гоулднер утверждал, что норма взаимности есть единственный
универсальный кодекс чести: тем, кто помогает нам, мы должны помогать, а не причинять зло.
Гоулднер считал эту норму столь же универсальной, как и табу на инцест. «Инвестируя» в других, мы
вправе рассчитывать на дивиденды. Отправители анкет (если опросы общественного мнения проводятся
по почте) или отправители писем с настоятельными просьбами нередко присовокупляют к почтовым
отправлениям в качестве подарков небольшие денежные суммы или отправляют их в персональных,
предназначенных специально для данного получателя конвертах в надежде на то, что письмо не
останется без ответа. Политики знают, что человек, оказавший услугу, вправе в будущем надеяться на
ответную услугу. Норма взаимности «работает» даже в браке. Порой один из супругов отдает больше,
чем получает. Но в конечном итоге наступает равновесие: обмен становится сбалансированным. Во всех
подобных взаимоотношениях получать, ничего не отдавая взамен, значит нарушать норму взаимности.
Взаимность внутри социальных связей помогает характеризовать «социальный капитал» связи,
являющиеся источником поддержки, информационные потоки, доверие и совместные действия все
то, от чего зависит здоровье общества. «Не упускать друг друга из поля зрения» таков девиз
социального капитала в действии.
Норма взаимности наиболее эффективна, если люди публично реагируют на ранее сделанное для
них. В лабораторных экспериментах, как и в повседневной жизни, случайные, ни к чему не
обязывающие знакомства больше располагают к эгоизму, чем стабильные взаимоотношения. Но даже
действуя анонимно, люди порой совершают хорошие поступки и платят добром за то добро, которое им
сделали. В одном из своих экспериментов Марк Уотли и его коллеги выяснили, что их испытуемые,
студенты университета, с большей готовностью оказывали услугу тому, кто до этого угощал их
конфетами (рис. 12.2) (Whatley et al., 1999).
Рис. 12.2. Публичный и приватный обмен услугами. Испытуемые с большей готовностью
жертвовали деньги помощнику экспериментатора в том случае, если перед этим он оказывал им какую-
нибудь незначительную услугу, и особенно если он узнавал об этом. (Источник: Whatley et al., 1999)
Если у людей нет возможности оказать ответную услугу, им может быть неловко принимать
помощь, и они могут бояться делать это. Именно поэтому гордые люди с развитым чувством
собственного достоинства нередко не спешат обращаться за помощью (Nadler & Fisher, 1986). Когда
человек вынужден принимать услугу, на которую не может адекватно ответить, страдает его
самооценка (Schneider et al., 1996; Shell & Eisenberg, 1992). Результаты исследований свидетельствуют:
такое нередко происходит с теми, кто пользуется благами программы позитивных действий, особенно
если человек некомпетентен и не может рассчитывать на профессиональный успех в будущем (Pratkanis
& Turner, 1996).
Норма социальной ответственности
Норма взаимности напоминает нам о том, что в социальных отношениях необходим баланс
|