аналогичному выводу пришли и исследователи, изучавшие конформизм (глава 6): конформность тоже,
судя по всему, более зависит от ситуации, чем от поддающихся измерению личностных качеств. Тем не
менее мы знаем, что наши действия определяются тем, какие мы (глава 2). Установки и измеряемые
личностные качества редко прогнозируют конкретные поступки, а именно они оцениваются в
экспериментах, в которых изучается «краткосрочный» альтруизм (в отличие от «долговременного»
альтруизма матери Терезы, для которой он был образом жизни). Но если речь идет о «наборе
ситуаций», то в них установки и измеряемые личностные качества прогнозируют поведение более
точно.
<Реакция людей на чрезвычайные ситуации может совершенно не зависеть от их личностных
качеств, и тому есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что слишком сильны
ситуационные силы, влияющие на их решения. Latane & Darley, 1970, p. 115.>
Специалисты, изучающие психологию личности, приняли брошенный им вызов. Во-первых, они
выявили индивидуальные различия в том, что касается оказания помощи, показали, что эти различия
сохраняются с течением времени и что их замечают те, с кем люди общаются (Hampson, 1984; Rushton
et al., 1981). Во-вторых, они собрали информацию о характерных признаках сочетаний личностных
качеств, которые делают людей предрасположенными к альтруизму. Более других склонны к заботе об
окружающих и к оказанию помощи чрезвычайно эмоциональные, умеющие сочувствовать и деятельные
люди (Bierhoff et al., 1991; Romer et al., 1986; Wilson & Petruska, 1984). В-третьих, свойства личности
влияют на то, как конкретные люди реагируют на конкретные ситуации (Carlo et al., 1991; Romer et al.,
1986; Wilson & Petruska, 1984). Индивиды с высоким уровнем самоконтроля, чувствительные к
ожиданиям окружающих, особенно склонны к оказанию помощи, если полагают, что она будет
социально вознаграждена (White & Gerstein, 1987). Мнение окружающих интересует гораздо меньше
тех, кто ориентирован на себя и отличается низким уровнем самоконтроля.
Взаимодействие личности и ситуации стало предметом изучения в 172 исследований, в которых
сравнивались 50 000 испытуемых мужчин и женщин с точки зрения готовности к оказанию помощи.
Проанализировав полученные результаты, Элис Игли и Морин Кроули пришли к следующему выводу:
мужчины, оказавшись в потенциально опасной ситуации, когда незнакомому человеку нужна помощь
(например, проколотая шина или падение в вагоне метро), чаще всего помогают (Eagly & Crowley,
1986). (Игли и Кроули обратили также внимание на то, что среди 6767 награжденных медалью Карнеги
за героизм, проявленный при спасении жизни людей, 90% мужчин.) Но в ситуациях, в которых речь
не идет о жизни и смерти (например, нужно принять участие в эксперименте или потратить время на
умственно отсталых детей), женщины несколько более отзывчивы. Следовательно, в разных ситуациях
гендерные различия проявляются по-разному. Игли и Кроули предположили также: если бы
исследователи изучали оказание помощи на примере продолжительных, близких отношений, а не в
эпизодических контактах с незнакомыми людьми, то они наверняка обнаружили бы, что женщины
значительно более склонны к альтруизму, чем мужчины. С ними согласны Даррен Джордж и его
коллеги, которые считают, что женщины откликаются на просьбы друзей с большим сочувствием и
тратят на оказание помощи больше времени (George et al., 1998).
Личностные влияния: религиозность
Это произошло во время Второй мировой войны, на том ее этапе, когда немецкие подводные
лодки топили корабли союзников быстрее, чем те успевали спускать на воду новые. Военный корабль
Dorchester,
на борту которого находились 902 человека, вышел из порта Нью-Йорка и взял курс на
Гренландию (Elliott, 1989; Parachin, 1992). Среди тех, кого на берегу в тревоге ожидали семьи, были и
четверо капелланов: священник методистской церкви Джордж Фокс, раввин Александр Гуд,
католический священник Джон Вашингтон и протестантский священник Кларк Полинг. Когда до места
назначения оставалось не более 150 миль, субмарина U-456 засекла Dorchester и выпустила по нему
торпеду. Судно начало крениться на борт, и люди попадали со своих коек. Поскольку дело происходило
в темноте, корабли сопровождения не подозревали о трагедии, разворачивающейся на Dorchester, и шли
вперед. А на палубе тонущего корабля царила паника. Люди без спасательных жилетов втискивались в
уже переполненные спасательные шлюпки.
<Религия мать филантропии. Фрэнк Эмерсон Эндрю, Отношение к дающему, 1953>
Когда на скользкой накренившейся палубе появились капелланы, они взяли на себя руководство
спасательной операцией. Вскрыв склад, они начали раздавать спасательные жилеты, уговаривая людей
прыгать за борт. Когда младший офицер Джон Махони захотел вернуть раввину взятые у него
|