рукавицы, раввин ответил: «Не надо. У меня есть другие». Только позднее Махони понял, что этого
просто не могло быть и что раввин отдал ему свои собственные.
Уже находясь в ледяной, смешанной с машинным маслом воде, рядовой Уильям Беднар, слыша
призывы капелланов к мужеству, нашел в себе силы выплыть из-под тонущего корабля и добраться до
спасательного плота. Остававшийся на борту Грэди Кларк с ужасом смотрел, как капелланы отдали
последний спасательный жилет, а затем отдали и свои собственные жилеты. Когда Кларк прыгнул в
воду и оглянулся, его взору предстало незабываемое зрелище: четыре капеллана, взявшись за руки,
молились на латыни, на древнееврейском и на английском. К ним прижимались оставшиеся люди, a
Dorchester тем временем медленно погружался
в воду. «Ничего более возвышенного я не видел и не
надеялся увидеть в этой жизни», сказал потом Джон Ладд, один из 230 спасшихся моряков.
{Беспримерный альтруизм священников, представителей разных конфессий, вдохновил
художника на создание этой картины, которая сейчас висит в часовне Четырех капелланов (город Вэлли
Фордж, штат Пенсильвания)}
Не свидетельствует ли героический поступок капелланов о том, что вера является источником
мужества и бескорыстия? В большинстве исследований альтруизма в центре внимания ученых
оказывались спонтанные проявления этого качества. В ситуациях, в которых речь не идет о жизни и
смерти, истинно верующие люди лишь несколько более отзывчивы (Trimble, 1993). Сейчас
исследователи изучают также и плановую помощь: долговременную помощь волонтеров больным
СПИДом, оказание помощи в рамках программ «Большой брат» и «Большая сестра» и деятельность
волонтеров организаций, обслуживающих кампусы (Amato, 1990; Clary & Snyder, 1991, 1993; Omoto et
al., 1993). Религиозность более надежно прогнозирует поведение человека, когда речь идет об оказании
долговременной помощи.
Религиозные студенты колледжей посвящают больше времени помощи отстающим, больным и
участию в кампаниях за социальную справедливость, чем их нерелигиозные товарищи (Benson et al.,
1980; Hansen et al., 1995). В настоящее время 46% тех, кого Джордж Гэллап (Gallup, 1984) назвал «в
высшей степени религиозными», систематически оказывают помощь бедным, инвалидам и
престарелым; среди тех, кто «совершенно чужд религии», доля помощников составляет только 22%
(рис. 12.6).
Рис. 12.6. Религиозность и долгосрочный альтруизм. Люди, которые по классификации
Джорджа Гэллапа (Gallup, 1984) относятся к категории «в высшей степени религиозных», более
склонны к регулярному оказанию помощи нуждающимся в ней людям. (Источник: Anderson, Deuser &
DeNeve, 1995)
Из результатов опроса общественного мнения, проведенного Институтом Гэллапа в конце 1980-х
гг., следует: среди тех, кто считает, что «религия не играет важной роли в их жизни», и среди тех, кто
считает религию «очень важной» для себя, социальных волонтеров 28 и 59% соответственно (Colasanto,
1989). Согласно результатам более позднего опроса, о «своей ответственности перед бедняками» часто
задумываются 37% из тех, кто посещает церковь раз в году или реже, и 76% из тех, кто посещает ее
|