«Но мы не можем позволить себе платить вам больше». «Я хочу выключить музыку» «А я хочу
слушать».
Отсутствие конфликтов в отношениях между людьми или в организации может быть признаком
безразличия, апатии. Конфликт означает активность, заинтересованность и неравнодушие. Правильно
понятый и выявленный конфликт может стимулировать обновление и улучшение человеческих
отношений. Рассмотрение и решение проблем редко обходится без конфликтов.
{Столкновение сторонников Буша и Гора во время демонстрации в штате Флорида}
Мир,
в самом лучшем смысле этого слова, есть нечто большее, чем подавление открытого
конфликта, больше, чем напряженное, хрупкое и чисто внешнее спокойствие. Мир это
следствие
творчески разрешенного конфликта, конфликта, в котором стороны сближают позиции, казавшиеся им
несовместимыми, и достигают подлинного согласия. «Мы будем больше зарабатывать. Вы получать
более высокую прибыль. Теперь мы поможем друг другу добиться исполнения наших желаний».
Конфликт
Что разжигает конфликты? Исследования социальных психологов выявили несколько причин.
То, что эти причины одни и те же в конфликтах разных уровней в международных,
внутригрупповых и в межличностных, одновременно и поражает, и облегчает задачу
исследователей.
Социальные дилеммы
Некоторые из проблем, представляющих наибольшую угрозу для будущего всего человечества,
ядерное оружие, потепление климата, перенаселение, истощение запасов полезных ископаемых
возникают в связи с тем, что разные группы преследуют только собственные интересы, парадокс же
заключается в том, что их деятельность идет в ущерб всем. Кто-то может подумать: «Природоохранные
мероприятия будут стоить мне кучу денег. А зачем? Наши выбросы нетоксичны». Точно так же
размышляют и многие другие, и в результате мы дышим отравленным воздухом и пьем грязную воду.
В некоторых обществах выгодно иметь много детей: считается, что дети это помощники в
домашних делах и залог родительского благополучия в старости. Но когда большинство семей
многодетны, обществу грозит вымирание из-за перенаселения. Общество страдает от того, от чего
индивид выигрывает. А это значит, что мы оказываемся перед сложнейшей дилеммой: как совместить
благополучие индивидов, в том числе и реализацию их права на удовлетворение собственных
интересов, и благополучие всего общества в целом?
Чтобы выделить и проиллюстрировать эту дилемму, социальные психологи используют
лабораторные игры, отражающие природу многих социальных конфликтов. Показывая, как люди,
которые руководствуются благими намерениями, оказываются вовлеченными в поведение,
деструктивное для обеих сторон, эти игры высвечивают некоторые парадоксы человеческого
существования, вызывающие не только восхищение, но и тревогу. «Положение социальных психологов,
изучающих конфликт, во многом сходно с положением астрономов, замечает специалист в этой
области, конфликтолог Мортон Дойч. У нас нет возможности изучать крупномасштабные
социальные явления в лабораторных условиях. Но мы можем выявить концептуальное сходство между
крупномасштабным и незначительным подобно тому, как астрономы выявили то общее, что есть у
планет и ньютонова яблока. Именно поэтому игры, в которые играют в наших лабораториях
испытуемые, могут углубить наше понимание войны, мира и социальной справедливости» (Deutsch,
1999). Рассмотрим два примера: дилемму заключенного и трагедию общинных выгонов.
Дилемма заключенного
Эта дилемма почерпнута из истории о двух подозреваемых, которых окружной прокурор
допрашивал по отдельности (Rapoport, 1960). Оба виновны в совершении одного и того же
преступления, но у прокурора есть лишь доказательства их
причастности к менее тяжкому
преступлению. И он предлагает каждому наедине сознаться на выгодных условиях: если сознается
только один, тому, кто сознается, прокурор гарантирует освобождение от наказания (и использует его
признание для того, чтобы приговорить второго к максимальному сроку). Если сознаются оба, оба
|