отношений, к провалам на экзаменах, к отказам в приеме в штат, а также к личным и командным
поражениям легче, чем можно было ожидать. Люди выносливые существа.
<Все, к чему приковано ваше внимание, в конечном счете окажется менее существенным, чем вы
думаете. Дэвид Шкаде и Даниэль Кахнеман, 1998>
Мудрость и заблуждения самоанализа
Итак, поразительно, но в том, что касается определения влияющих на нас факторов и
прогнозирования наших чувств и действий, наша интуиция нередко оказывается несостоятельной.
Однако будем объективными. В тех случаях, когда причины нашего поведения очевидны и правильное
объяснение соответствует интуиции, мы воспринимаем себя правильно (Gavanski & Hoffman, 1987). По
данным Питера Райта и Питера Рипа, учащиеся предпоследнего класса калифорнийской средней школы
в состоянии понять, как такие характеристики колледжа, как его репутация, стоимость обучения и
удаленность от дома, влияют на их отношение к нему (Wright & Rip, 1981). Но если причины поведения
не очевидны для наблюдателя, они столь же не очевидны и для самого человека.
Как следует из главы 3, мы не отдаем себе отчета во многом из того, что происходит в нашем
сознании. Результаты изучения восприятия и памяти свидетельствуют о том, что мы больше осознаем
результаты собственного мышления, нежели сам процесс. Наш взгляд скользит по поверхности
ментального моря, практически не проникая вглубь. Однако если мы устанавливаем ментальный
«будильник» таким образом, чтобы он фиксировал течение времени и разбудил нас в назначенный час,
или если почему-то возникает креативное озарение после того, как проблема подсознательно
«вынашивалась», мы ощущаем результаты не осознаваемой нами работы нашего сознания. Например,
такие творческие личности, как ученые и артисты, зачастую не могут описать мыслительные процессы,
которые привели их к озарениям.
Тимоти Уилсон высказал смелую мысль: мыслительные процессы, контролирующие наше
социальное поведение, отличаются от мыслительных процессов, через которые мы объясняем его
(Wilson, 1985). Поэтому наши разумные объяснения могут не учитывать инстинктивные установки,
которые в действительности руководят нашим поведением. По данным Уилсона и его коллег, в 9
экспериментах установки относительно явлений и людей, сформулированные их участниками,
достаточно хорошо прогнозировали дальнейшее поведение последних (Wilson et al., 1989). Но если
исследователи сначала просили испытуемых проанализировать свои чувства, информация об
установках становилась бесполезной. Например, счастье влюбленных, удовлетворенных своими
взаимоотношениями, надежно
прогнозировало, будут ли они продолжать встречаться и спустя
несколько месяцев. Однако другие участники экспериментов, прежде чем оценить свое счастье, сначала
перечисляли все причины, заставляющие их считать свои взаимоотношения хорошими или плохими.
После этого информация об их установках становилась совершенно бесполезной с точки зрения
предсказания будущего их отношений! Понятно, что процесс «препарирования» отношений привлек
внимание к тем его аспектам, которые легко было описать словами, но которые на самом деле менее
значимы, чем сложнее поддающиеся описанию.
В более позднем исследовании Уилсон и его помощники предлагали участникам экспериментов
выбрать и взять себе один из двух плакатов (Wilson et al., 1993). Те участники, которых исследователи
просили сначала объяснить свой выбор, предпочитали юмористические плакаты (им было проще
описать словами то, что понравилось). Однако через несколько недель выяснилось, что они менее
удовлетворены своим выбором, чем те, кто действовал инстинктивно (в основном эти люди выбрали
плакаты другого содержания). Инстинктивные суждения оказываются более верными, нежели
рациональные, и при оценке людей по выражению их лиц (Levine et al., 1996). Иногда первое
впечатление оказывается самым верным.
Эти данные свидетельствуют о том, что мы имеем двойственную систему установок (Wilson et
al., 2000). Наши непроизвольные, имплицитные установки относительно чего-либо или кого-либо
нередко отличаются от сознательно контролируемых эксплицитных установок. Например, у нас с
детства может сохраниться привычный, непроизвольный страх или нелюбовь к тем, кому мы сейчас на
словах демонстрируем уважение и одобрение. Уилсон считает: в то время как эксплицитные установки
изменяются сравнительно легко, имплицитные установки, подобно укоренившимся привычкам,
изменяются медленнее. Однако если мы действуем в соответствии с новой установкой неоднократно,
новые имплицитные установки могут занять место старых.
Мюррей Миллар и Абрахам Тессер полагают, что Уилсон недооценивает наше знание самих
|