Одно из интересных и подтвержденных экспериментально следствий теории, согласно которой
справедливость это баланс, заключается в следующем: чем более компетентными и достойными
ощущают себя люди (чем выше они ценят свои вклады), тем острее они чувствуют, что их
недооценивают, и тем более стремятся отомстить за это (Ross et al., 1971). Инициаторами мощных
социальных протестов обычно выступают те, кто считает, что он достоин более высокого
вознаграждения, чем то, которое получает.
После 1970 г. положение женщин на рынке труда заметно улучшилось. Парадоксально, но
одновременно возросло и количество людей, считающих, что в целом женщинам живется хуже, чем
мужчинам (табл. 13.1), факт, не объяснимый с позиций теории баланса.
Таблица 13.1.
По результатам опроса общественного мнения (Институт Гэллапа), большинство
респондентов считают, что женщинам живется хуже, чем мужчинам
Как вы считаете, кто
мужчины или женщины живут в этой стране лучше? (Примите во
внимание все аспекты жизни.)
1972
1993
Мужчины
29%
60%
Женщины
35%
21%
Одинаково
30%
15%
Не знаю
6%
5%
(Источник: Roper Centre for Public Opinion Research, 1997.)
До тех пор пока женщины сравнивали свои возможности и заработки с возможностями и
заработками других женщин, они в основном были удовлетворены своим положением, хотя и сегодня
выполняют большую часть домашней работы (Jackson, 1989; Major, 1989,
1993). Но по мере того как
женщины все более и более осознавали свое равенство с мужчинами, их чувство относительной
депривации становилось все острее. Если работа секретаря и водителя грузовика «сравнимы
по своей
значимости» (с точки зрения необходимых навыков), значит, они заслуживают и сравнимой оплаты; это
и есть справедливость в понимании защитников равенства полов (Lowe & Wittig, 1989).
Критики теории баланса утверждают, что баланс вклада и вознаграждения не единственно
возможное определение справедливости. (Прервите чтение и подумайте: вы сами можете предложить
другое?) По мнению Эдуарда Сэмпсона, сторонники теории баланса ошибаются, считая, что
экономические принципы, которыми руководствуется западный капиталистический мир, универсальны
(Sampson, 1975). Для некоторых некапиталистических культур справедливость это не баланс, а
уравниловка или даже удовлетворение потребностей: «От каждого по способностям, каждому по
потребностям» (Карл Маркс). Если вознаграждения распределяются между членами одной группы,
люди, социализированные под влиянием такой коллективистской культуры, как китайская иди
индийская, в отличие от индивидуалистов-американцев отдают предпочтение уравнительному
распределению или распределению по потребностям (Hui et al., 1991; Leung & Bond, 1984; Murphy-
Berman et al., 1984).
В коллективистской Японии, в стране, где старость окружена почетом, оплата труда значительно
чаще зависит не от его производительности, а от стажа (Kitayama & Markus, в печати). В
индивидуалистической Америке 53% респондентов высказываются в пользу сдельной оплаты труда; эту
точку зрения разделяют лишь 32% британцев и 26% испанцев. Должно ли правительство уменьшить
разрыв между высоко- и низкооплачиваемыми работниками или гарантировать доход не ниже
прожиточного уровня? Утвердительный ответ на этот вопрос дали 39% американцев, 48% канадцев и
65% британцев (Brown, 1995). Даже в индивидуалистических культурах к определению справедливости
порой подходят не
только с позиции баланса, но и с иных позиций (Deutsch, 1985). В семье или в
альтруистическом сообществе критерием могут быть потребности. В дружбе критерием справедливости
может быть баланс. В отношениях, которые строятся на принципе соревновательности, победитель
получает все.
Социальная психология в моей работе
Я стала социальным психологом в тот самый день, когда появилась в Беркли и начала учиться в
колледже, хотя в то время я этого и не понимала. Этот кампус привлек меня своей социальной
активностью. Наблюдая за тем, как разворачиваются баталии вокруг апартеида в ЮАР, и поступлением
|