работая в клинике, Роттер нередко встречал людей, которые упорно объясняли все случавшееся с ними
«действиями каких-то внешних сил, в то время как другие считали все, что с ними случалось,
преимущественно результатами их собственных усилий и навыков» (цит. по: Hunt, 1993, р. 334).
А что думаете об этом вы? Кем люди бывают чаще хозяевами собственной судьбы или
жертвами обстоятельств? Можно ли назвать их авторами, режиссерами и исполнителями пьесы под
названием «Жизнь» или узниками невидимых обстоятельств? Роттер назвал этот параметр локусом
контроля.
Вместе с Фаресом он разработал для измерения локуса контроля 29 парных утверждений.
Представьте себе, что вы сами проходите этот тест. Какое из приведенных ниже утверждений больше
соответствует вашим собственным представлениям те, что в левом столбце, или те, что в правом?
В конце концов люди обретают то уважение,
которого заслуживают
К несчастью, как бы люди ни старались, их
достоинства остаются не замеченными
окружающими
Я сам кузнец своего счастья
Иногда мне кажется, что я утрачиваю контроль над
событиями собственной жизни и плыву по
течению
Средний человек может повлиять на те решения,
которые принимает правительство
Власть в этом мире принадлежит нескольким
людям, и простой человек не в состоянии изменить
этот порядок
Свидетельствует ли ваш выбор утверждений из числа предложенных Роттером (Rotter, 1973) о
том, что вы не сомневаетесь в своей способности контролировать собственную судьбу (т. е. что у вас
внутренний локус контроля)? Или вы считаете, что все зависит от обстоятельств (т. е. что у вас внешний
локус контроля)? Если человек убежден в своей способности контролировать собственную жизнь,
весьма вероятно, что он будет хорошо учиться в школе, решительно бросит курить, не будет
пренебрегать ремнями безопасности и противозачаточными
средствами, станет без лишних колебаний
решать семейные проблемы, заработает много денег и предпочтет долгосрочные цели сиюминутной
выгоде (Findley & Cooper, 1983; Lefcourt, 1982; Miller et al., 1986).
В какой мере мы чувствуем себя хозяевами собственной судьбы, зависит от того, как мы
объясняем свои неудачи. Должно быть, и вы знакомы с такими студентами, которые, считая себя
жертвами, винят в своих плохих отметках кого угодно и что угодно, только не самих себя
собственные скромные способности, плохих педагогов, учебники или тесты. Если привить таким людям
более оптимистический взгляд на мир, т. е. заставить их поверить в то, что их собственные усилия,
полезные для учебы привычки и самодисциплина способны переломить ситуацию, они начинают
получать более высокие оценки (Noel et al., 1987; Peterson & Barrett, 1987).
Успешные люди более склонны воспринимать неудачи как случайности или задумываться об
изменении собственной тактики. Агенты страховых компаний, считающие, что способны
контролировать неудачи («Это нелегко, но настойчивость поможет мне добиться лучших результатов»),
продают больше страховых полисов. Среди них в два раза меньше тех, кто увольняется на первом году
работы, чем среди их менее оптимистично настроенных коллег (Seligman & Schulman, 1986). У тех
пловцов, членов команды колледжа, которые объясняют свои неудачи с «оптимистических позиций»,
больше шансов превзойти ожидания тренеров, нежели у их пессимистически настроенных товарищей
(Seligman et al., 1990). Как сказал в своей поэме «Энеида» римский поэт Виргилий, «они могут, потому
что думают, что могут».
<Не говори, что знаешь свой потолок, а то ты его получишь. Ричард Бах,
Иллюзии:
Приключения мессии поневоле, 1977>
Выученная беспомощность как антипод самоопределения
То, что чувство самоконтроля приносит пользу, доказано и в опытах на животных. У собак,
приученных к тому, что они не могут, сидя в клетке, избежать удара электрическим током, возникает
чувство беспомощности. В дальнейшем они проявляют пассивность и в тех ситуациях, когда вполне
могли бы убежать. Собаки, наученные «контролировать свою судьбу» (они удачно избежали первых
ударов током), легко приспосабливаются к новой ситуации. Исследователь Мартин Селигман обратил
внимание на то, что подобная выученная беспомощность присуща и людям (Seligman, 1975; 1991).
Например, люди, пребывающие в подавленном настроении или в депрессии, становятся пассивными,
|