ибо убеждены в бесполезности каких бы то ни было усилий. И беспомощные собаки, и переживающие
депрессию люди страдают от того, что может быть названо «параличом воли», пассивной покорностью
и даже нежеланием двигаться (рис. 2.3).
Неконтролируемые
негативные события
Осознанный
недостаток контроля
Приобретенная
беспомощность
Рис. 2.3. Выученная беспомощность. Животные и люди, переживающие неконтролируемые
негативные события, научаются чувствовать себя беспомощными и перестают действовать
Феномен выученной беспомощности помогает ответить на вопрос, как разные учреждения
такие чудовищные, как концлагеря, или такие гуманные, как больницы, способны дегуманизировать
людей, В больницах «хорошими» считаются такие пациенты, которые не беспокоят персонал, не задают
вопросов и не пытаются вмешиваться в ход событий (Taylor, 1979). Возможно, подобная пассивность и
хороша с точки зрения медицинского персонала, но с точки зрения здоровья и выживания людей она
вредна. Утрата контроля над собственными действиями и над тем, что делают для тебя другие, способна
превратить неприятные события в источники
сильнейших стрессов (Pomerleau & Rodin, 1986).
Некоторые заболевания являются следствием ощущения собственной беспомощности и утраты
возможности делать выбор. Этими же обстоятельствами объясняется и то, что в концлагерях и в домах
для престарелых люди быстро деградируют и умирают. Пациенты больниц, наученные верить в свою
способность контролировать стресс, обходятся меньшим количеством обезболивающих и
успокоительных средств и ведут себя более спокойно (Langer et al., 1975).
Важность личностного контроля доказывают результаты исследования, проведенного Эллен
Лангер и Джудит Роден (с использованием двух методик) в одном из лучших в штате Коннектикут
домов для престарелых (Langer & Rodin, 1976). Обращаясь к одной группе, доброжелательные
работники подчеркивали, что считают своим долгом сделать дом таким, чтобы его обитатели могли
гордиться им и чувствовать себя счастливыми. Персонал обслуживал пассивных пациентов с
присущими ему заботой и вниманием. Спустя три недели большинство пациентов были признаны ими
самими, интервьюерами и медсестрами продолжающими деградировать людьми. Работая со второй
группой пациентов, Лангер и Роден подталкивали их к личностному контролю, обращая особое
внимание на возможности выбора, на возможность влиять на политику администрации и на личную
ответственность пациентов за то, чтобы жить именно так, как они хотят. Этим пациентам
предоставлялось право принимать непринципиальные решения, и на них возлагалась определенная
ответственность. Результаты, полученные спустя три недели после начала исследования, показали, что
93% из них стали более оживленными, активными и счастливыми.
С пациентами из первой группы, судя по всему, произошло именно то же, что и с Джеймсом
Мак-Кеем, 87-летним ученым-психологом.
«Прошлым летом я превратился в «одушевленный предмет». У моей жены был артрит коленного
сустава, из-за чего она могла передвигаться только с «ходунком», а меня именно в это время угораздило
сломать ногу. И мы переселились в дом престарелых. Там были одни престарелые, и не было ничего,
что напоминало бы о «доме». Все решения принимали врач и старшая медсестра, мы были не более чем
«одушевленными предметами». Слава Богу, мы прожили там всего лишь две недели... Директор дома
престарелых прекрасный специалист сочувствует своим пациентам, и я считаю этот дом лучшим в
городе. Но с того момента, как мы переступили его порог, и вплоть до самого отъезда мы не
чувствовали себя людьми.»
Результаты исследований подтверждают: системы руководства или управления людьми,
способствующие формированию осознанного самоконтроля, благоприятствуют здоровью и счастью
(Deci & Ryan, 1987).
Заключенные, которые имеют хотя бы незначительную возможность контролировать
обстановку, в которой живут (переставлять стулья, включать и выключать телевизоры, включать и
выключать свет), испытывают меньший стресс. Они здоровее физически и совершают меньше актов
вандализма (Ruback et al., 1986; Wener et al., 1987).
Моральное состояние работников, которым предоставлены определенная свобода при
исполнении служебных обязанностей и право самим принимать решения, улучшается (Miller & Monge,
1986).
|