Кого мы освобождаем от ответственности и кого должны освобождать от нее? Когда судьям и
присяжным следует принимать во внимание умственную неполноценность или определенный синдром
(синдром женщины, которую систематически избивает муж; синдром человека, ставшего в детстве
жертвой насилия, или синдром участника боевых действий)?
В уголовных делах психологические факторы могут влиять на принятие решений, касающихся
ареста, проведения допросов, выдвижения обвинения, ведения переговоров о заключении сделки или
признании вины, вынесения приговора и досрочного освобождения. Четыре из пяти уголовных дел,
поступающих в окружные суды США, не доходят до суда (US Department of Justice, 1980). Поэтому
большую часть своего рабочего времени адвокаты «тратят не на словесные баталии в заде суда, а на
переговоры в совещательной комнате» (Saks & Hastie, 1978, p. 119-120). Но даже и в совещательной
комнате они, принимая решения, не упускают из виду возможное решение проблемы присяжными и
судьей.
<Зал суда это поле битвы, на котором адвокаты и судьи сражаются за умы присяжных.
Джеймс Ранди, 1999>
Независимо от того, доходит ли разбирательство до вердикта присяжных или нет, социальная
динамика в зале суда имеет важное значение. Поэтому давайте рассмотрим две группы хорошо
изученных факторов:
1) характерные особенности драмы, разыгрывающейся в зале суда, которые могут повлиять на
суждения присяжных об обвиняемых;
2) характеристики самих присяжных и их дискуссии.
Показания свидетелей
По мере того как в зале суда разворачивается судебная драма, присяжные слушают показания
свидетелей, формируют представление об обвиняемом, выслушивают наставления судьи и, наконец,
выносят свой вердикт. Давайте последовательно рассмотрим все эти этапы и начнем с показаний
свидетелей.
Насколько убедительны показания свидетелей?
Из главы 3 нам известно, что живые подробности и личные свидетельства могут быть
исключительно убедительными, значительно более убедительными, чем не вызывающая сомнений, но
абстрактная информация. Нет лучшего способа закончить спор, чем сказать: «Я видел это
собственными глазами». Увидеть значит поверить.
Исследователь из Вашингтонского университета Элизабет Лофтус доказала, что тем,, кто
«видел», верят даже тогда, когда доказано, что их показания ни на что не годны (Loftus, 1974; 1979).
Когда группу студентов ознакомили с обстоятельствами гипотетического дела об убийстве с целью
ограбления, но не предоставили свидетельских показаний, за признание обвиняемого виновным
проголосовали только 18%. Другая группа получила ту же информацию и показания одного свидетеля.
Зная, что кто-то, глядя на обвиняемого, твердо сказал: «Это он!», за обвинительный приговор
проголосовали 72% испытуемых. Третья группа испытуемых получила ту же информацию, что и вторая
группа, плюс информацию от адвоката обвиняемого, которая совершенно обесценивала свидетельские
показания: у свидетеля очень плохое зрение, а в тот момент он был без очков. Повлияли ли эти сведения
на решение испытуемых? В данном случае не очень заметно: в третьей группе количество голосов за
обвинительный приговор составило 68%.
|