Предрасположение в пользу своего Я проявляется не только в виде самовосхваления при
сравнении с другими, необоснованного оптимизма и ложного консенсуса относительно наших
недостатков. Ручейки дополнительных данных, говорящих о существовании такой
предрасположенности, сливаясь, образуют реку.
Нам свойственна и «когнитивная самонадеянность». Как станет ясно из главы 3, мы
переоцениваем правильность наших убеждений и суждений и запоминаем из своего прошлого то, что
работает на нас.
Если нежелательный поступок нельзя ни забыть, ни «переделать», мы, как это следует из
главы 4, можем оправдать его.
Чем выше наше мнение о каком-либо собственном качестве (уме, настойчивости, чувстве
юмора), тем чаще мы оцениваем других именно по этому критерию (Lewicki, 1983).
Проблема крупным планом. Горе от ума
Феномен ложного консенсуса склонность считать, что окружающие разделяют наши чувства
и мысли, особенно ярко проявляется в ситуациях, когда мы ошибочно приписываем другим те
знания, которыми обладаем сами. Именно «горе от ума» становится причиной того, что хорошо
информированные люди, полагая, будто и другим известно не меньше, начинают вести себя
соответствующим образом (Camerer et al., 1989; Nickerson, 1999), а нам лишь остается огорчаться и
удивляться, наблюдая за тем, как умные люди совершают отнюдь не умные поступки.
То же самое можно сказать и о педагогах, и о создателях современных технологий: они нередко
совершают ошибки, считая, что понятное им самим будет так же понятно и окружающим. Они
ошибаются, ибо судят об осведомленности окружающих на основании собственных знаний. Отдавая
себе отчет в том, что, в отличие от них, окружающие не являются специалистами, они все же
недооценивают, насколько непонятными могут быть их объяснения и инструкции. Как автор учебника,
я тоже жертва «горя от ума», а потому очень рад, что мой редактор, никогда раньше, как и вы, не
изучавший социальной психологии, предвосхищает те вопросы, которые могут возникнуть у вас, если я
формулирую свои мысли недостаточно четко.
Что такое «горе от ума», вы, должно быть, знаете не понаслышке. Например, как вы думаете,
сколько времени понадобится человеку, чтобы разобраться в анаграммах «соах» (хаос) и «фраш»
(шарф)?
Возможно, поскольку ответы вам уже известны, вы, как и участники экспериментов,
проведенных Коллином Келли и Ларри Якоби, сочтете, что вам трудно определить, сложное это задание
или нет (Kelley & Jacoby, 1996). (Предложите эти анаграммы своему приятелю и посмотрите, справится
ли он с ними так быстро, как вы думаете). Многие из нас поражались недогадливости участников игры
«Угадай мелодию». Когда мы, например, выстукиваем на чьей-либо руке ритм Happy Birthday или Mary
Had a Little Lamb,
нам (мы же слышим мелодию, которая звучит в нас!) остается только удивляться
тому, что человеку трудно справиться с таким, казалось бы, простым заданием. Если человеку что-то
известно, ему трудно представить себе, что значит не знать этого. Это и есть «горе от ума».
---
Чем благосклоннее мы относимся к себе, тем охотнее полагаем, что и другие воспринимают
нас столь же лестно (Kenny & DePaulo, 1993).
Мы верим любому тесту или любому иному источнику информации (даже гороскопу!),
которые льстят нам, и позитивно оцениваем как сам тест, так и любое свидетельство в пользу его
валидности (Ditto, 1994; Glick et al., 1989; Pyszczynski et al., 1985) (рис. 2.4).
|