подходы так или иначе центрированы на индивидууме, взаимодействующем с терапевтом. Существует,
однако, и такой подход, цель которого состоит в том, чтобы не только дать пациенту возможность
понять самого себя, но и наладить гармоничные отношения с другими, так что все могли бы делиться
между собой чувствами и мыслями в атмосфере взаимного уважения.
Общение в группах роста,
собственно говоря, не является терапией. Эти группы состоят, как
правило, из людей, желающих улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Прежде всего
можно выделить группы сенсибилизации,
участники которых учатся налаживать доверительные
отношения с другими и лучше их узнавать, проявляя внимание ко всему, что происходит на
невербальном уровне, и вступая с ними в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд,
прикосновение и т. п.). В группах встреч особый упор делается на переживаниях людей в группе («в
данном месте и в данное время»), на возникающих у них эмоциях и на социальных масках, к которым
прибегают некоторые участники группы, тогда как другие стараются эти маски видоизменить (Dreyfus,
1975).
Похоже, однако, что опыт такого общения трудно перенести в повседневную жизнь и что если
участники групп и чувствуют себя после таких сеансов лучше, то, оказавшись снова в обычных
условиях, они почти полностью возвращаются к прежнему поведению. Не рекомендуются группы роста
и людям, страдающим хотя бы умеренными эмоциональными расстройствами: требуемая от них
активность и критические замечания, раздающиеся в их адрес в рамках групповых встреч, могут даже
ухудшить их состояние.
В основе семейной терапии лежит тот факт, что большинство испытываемых человеком
трудностей связано с системой более крупной, нежели отдельный индивидуум, с семьей и
взаимодействиями между ее членами (Minuchin, 1979). Поэтому, чтобы выяснить, какую роль играет
тот или иной член семьи, кто из них служит «козлом отпущения» и каковы обычные в данной семье
способы коммуникации, в сеансах предлагается участвовать всем ее членам. Участников просят
высказывать все те глубинные чувства, которые они испытывают друг к другу.
Роль терапевта состоит здесь в том, чтобы привлечь внимание членов семьи к «болезненным
точкам» их взаимоотношений и предложить им новые подходы в общении с целью улучшить семейный
микроклимат в целом и условия индивидуального развития каждой отдельной личности (Satir, 1970).
Групповая терапия основана на том обстоятельстве, что в группе людей со сходными
проблемами обнаруживается склонность к взаимной эмоциональной поддержке, взаимному ободрению
и выработке новых форм поведения. Этот подход практикуется главным образом в психиатрических
клиниках и больницах, а также в различных ассоциациях помощи алкоголикам, наркоманам, тучным
людям и т. п. (рис. 12.17).
Рис. 12.17. Групповая терапия основана на том, что люди, испытывающие сходные трудности,
могут помочь друг другу в результате совместного обсуждения проблемы.
Групповая терапия предполагает направляемые терапевтом дискуссии по вопросам, выбранным
участниками группы, за которыми может последовать доклад или просмотр фильма на интересующую
их тему. Каждому участнику предлагается затем выразить свою точку зрения или чувства по поводу
представленной ситуации. Если у пациентов выявляются глубокие нарушения личности и им трудно по
собственной инициативе излагать свои проблемы, то дальше, как правило, требуется директивная
терапия.
Оценка.
Поддержка, которую человек чувствует со стороны группы, по-видимому, облегчает
выражение им собственных чувств и забот. Поэтому групповая терапия, дающая ему возможность
|