Милгрэм настойчиво объяснял испытуемым-«учителям», что использование ударов тока
составляет важную часть опыта и что опыт потеряет всякий смысл, если его требования не будут
выполняться.
После этого добропорядочные отцы семейств, миролюбивые люди, посылали ученику, несмотря
на его стоны, разряды в 75 вольт, а затем, не реагируя на его мольбы, удары тока от 150 до 300 вольт;
такие напряжения вызывали у ученика крики боли. И все это только потому, что экспериментатор,
сидевший рядом с «учителем», приказывал ему продолжать «обучение».
Две трети испытуемых, выполнявших роль «учителя», до самого конца полностью подчинялись
экспериментатору, хотя последний не обещал покарать их или вознаградить [*].
[На самом деле «ученик» не подвергался воздействию тока; его роль играл ассистент
экспериментатора, который давал ошибочные ответы и симулировал страдание при «наказаниях».]
Милгрэм, однако, не обнаружил никаких различий между личными качествами тех, кто доводил
эксперимент до конца, и того меньшинства, которое отказывалось продолжать его.
Такие эксперименты показывают, как «нормальные» люди, которые в силу своего воспитания
привыкли подчиняться, способны к бесчеловечным действиям и к тягчайшим преступлениям из-за
уважения к власти. Вполне вероятно, что этого достаточно, чтобы объяснить зверства, совершавшиеся
нацистами во время второй мировой войны, или все те физические и психологические пытки, которым
подвергают людей в наши дни во многих странах.
Резюме
1. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала,
направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.
2. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы,
внешние по отношению к индивидууму, будь то «тень»,
обитающая в теле и покидающая его после
смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей.
3. Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души,
находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт,
накапливаемый в течение жизни.
4. Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед
изучение психики. Лишь в XVII веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология,
в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако
Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.
5. Разделение между естественными науками и философией произошло в основном в XVII веке.
Эмпирическое направление привело к созданию научного метода и открыло возможность изучать
факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке.
6. В XVIII веке психология тоже отделилась от философии, пытаясь заменить изучение «души»
изучением сознания и процессов мышления.
7. Научная психология родилась, однако, лишь в конце XIX века в результате применения
научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место:
структуралисты,
пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты,
изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному,
обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.
8. В начале XX века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой,
то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного
наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов,
поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому в принципе укладывается в схему
SR (стимулреакция).
9. Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью
понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной
систем. Что касается этологов и социобиологов, то они исследуют биологические основы природы
человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения
видоспецифической программы.
10. Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и
выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже
|