классического обусловливания оказываются эффективными при лечении фобий (Wolpe, 1997;
Emmelkamp, 1994).
<Психологические заметки. Вот какие фобии встречались в популярных фильмах: страх змей
«Индиана Джонс» (Indiana Jones), болезни «Ханна и ее сестры» (Hannah and Her Sisters), внешнего
мира «Подражатель» (Copycat), социальных ситуаций «Энни Холл» (Annie Hall), полетов
«Человек дождя» (Rain Man), высоты «Головокружение» (Vertigo), красного цвета «Марни»
(Marnie), замкнутого пространства «Двойное тело» (Body Double).>
Оценка поведенческой модели
Начиная с 1950-х гг. число поведенческих клиницистов устойчиво растет, и поведенческая
модель стала влиятельной силой в клинической области. Были выдвинуты разнообразные
поведенческие теории, разработано множество приемов лечения. Приблизительно 5% сегодняшних
терапевтов сообщают, что их подход носит в основном поведенческий характер (Prohaska & Norcross,
1994).
Возможно, более всего привлекает в поведенческой модели то, что ее можно проверить в
лаборатории, тогда как психодинамические теории, как правило, нельзя. Базовые понятия
бихевиористов стимул, реакцию и вознаграждение можно наблюдать и измерять. Еще более
важным является то, что результаты исследований в значительной мере подтверждают поведенческую
модель (Wolpe, 1997; Emmelkamp, 1994). Экспериментаторы успешно используют принципы
обусловливания, вызывая клинические симптомы у испытуемых в
лаборатории, а это позволяет
предположить, что психологические расстройства могут возникать аналогичным образом. Вдобавок
поведенческие методы лечения оказываются эффективными в клинической практике в случае
конкретных страхов, слабых социальных навыков, умственной отсталости и других проблем (DeRubeis
& Grits-Christoph, 1998; Emmelkamp, 1994). Их эффективность впечатляет еще больше, если учесть
краткосрочность терапевтических методов и их низкую стоимость.
В то же время исследования выявляют и слабые стороны этой модели. Да, поведенческие
исследователи вызывают конкретные симптомы у испытуемых. Но возникают ли обычно эти симптомы
подобным образом? По-прежнему пет веских доказательств, что большинство людей с психическими
расстройствами жертвы неадекватного обусловливания. Улучшения, отмечаемые в кабинете
терапевта, не всегда переносятся на реальную жизнь и не всегда сохраняются без дальнейшего лечения
(Nietzel et al., 1994; Stokes & Osnes, 1989).
Наконец, некоторые критики считают, что поведенческий подход является слишком
упрощенным, что его концептуальные понятия неспособны объяснить сложное человеческое поведение.
В 1977 г. Альберт Бандура, который ранее определил подражание как ключевой процесс
обусловливния, заявил, что, если люди хотят быть счастливыми и эффективно функционировать, то они
должны развить в себе позитивное чувство самоэффективности. То есть понять, что могут овладеть
необходимыми поведенческими реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется.
Другие бихевиористы 1960-х и 70-х годов также заметили, что людям присущи когнитивные
поведенческие реакции, такие как предвидение или интерпретация приемы мышления, которые во
многом игнорировались в поведенческой теории и терапии. Эти специалисты создали когнитивно-
поведенческие
теории (cognitive-behavioral theories), которые уделяют повышенное внимание скрытым
когнитивным и поведенческим реакциям (Meichenbaum, 1993; Goldiamond, 1965).
<Десенситизация.
Джозеф Вольпе (J. Wolpe), психиатр, разработавший поведенческий метод
лечения, названный систематической десенсибилизацией, сначала учит человека расслабляться, а затем
помогает ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями, реальными или
воображаемыми, пока человек остается в расслабленном состоянии.>
Самоэффективность идея, что человек может овладеть необходимыми поведенческими
реакциями и демонстрировать их всякий раз, когда это требуется.
Когнитивно-поведенческие теоретики перебрасывают мостик между поведенческой и
когнитивной моделью, разработав подход, отчасти объединяющий эти принципы. С одной стороны, их
объяснения строго следуют принципам научения. К примеру, эти теоретики считают, что когнитивным
процессам научаются посредством классического обусловливания, оперантного обусловливания и
подражания. С другой стороны, когнитивно-поведенческие теоретики разделяют точку зрения
когнитивных теоретиков других школ, что способность мыслить является наиболее важным аспектом
человеческого функционирования (Dougher, 1997; Wilson, Hayes & Gifford, 1997).
|