2. В психологии нередко употребляются выражения «социальный К.», «культурный К.»,
«духовный К.» для обозначения окружающей человека социальной среды, ситуации. Подразумевается,
что понимание поведения и самой личности невозможно вне учета актуального и прошлого К. См.
также Деконтекстуализация, Экологическая психология. (Б. М.)
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (англ. content analysis; от content содержание) формализованный
метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой
информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой
строгостью, систематичностью. Объектом К.-а. м. б. содержание различных печатных изданий, радио- и
телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов
анкет. Основные процедуры К.-а. были разработаны амер. социологами Х. Лассуэллом и Б. Берелсоном.
К ним относятся:
1. Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить: а) понятия,
выраженные в
отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях,
радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к
потенциальному адресату.
Единицы К.-а. выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и
гипотез конкретного исследования.
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В
1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м
исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета,
которыми м. б.: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми
единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или
ТВ; д) метраж пленки при аудио-
и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным
содержанием, сюжетом и пр.
3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по
выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных
программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем
объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.
Метод К.-а. широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др.
науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов
психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в
методе фокус-групп.
Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций,
в маркетинговых и многих др. исследованиях. К.-а. м. б. использован для исследования большей части
документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве
однопорядковых данных. (А. Б. Мещеряков.)
КОНТРАСТ ВКУСОВОЙ см. Вкус.
КОНТРАСТ ЯРКОСТНЫЙ (фотометрический) (англ. brightness contrast)
соотношение
яркостей зрительных стимулов, соседствующих в пространстве и/или времени.
Если объект (символ) темнее фона (как эта страница), К. я. называется прямым;
если объект
ярче фона, К. я. называется обратным. Это правило обозначения действует в европейских странах (и в
России), в США принято против. правило.
Простейшее выражение для количественной оценки К. я. это контрастное отношение: C
=
L
max
/ L
min
, где L
max
и L
min
соответственно, наибольшая и наименьшая яркости в наблюдаемой области.
Более распространенным в психофизических исследованиях зрения показателем К. я. является т.
н. модуляционный контраст:
C
m
=
min
max
min
max
L
L
L
L
.
В инженерной психологии К. я. нередко определяют по след. формуле:
K =
%
100
max
min
max
L
L
L
.
Минимальная величина K (пороговый К. я.) для одновременно воспринимаемых объектов
составляет 1-2% при условии высоких уровней яркости адаптации (напр., 400 нит). Величина
порогового К. я. для объектов, воспринимаемых последовательно, больше (не менее 4%). Для
практических целей величина К. я. должна быть значительно больше. Рекомендуемая величина
контраста от 65 до 85%. См. Ауберта феномен. (Б. М.)
КОНТРСУГГЕСТИЯ (англ. contrasuggestibility)
способность противостоять прямому
|