Navigation bar
  Print document Start Previous page
 235 of 640 
Next page End  

доминантное и субдоминантное полушария.
Процесс Л. ф. в онтогенезе происходит нелинейно, с чередующимся доминированием правого и
левого полушарий, с постепенным переходом от дублирования функций к их межполушарной
специализации.
Раньше др. проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных
областях коры, позже — в ассоциативных (префронтальных и теменно-височных) зонах коры головного
мозга.
Получены также данные о половых различиях выраженности Л. ф. в разном возрасте. Кроме
того, различные психические функции обнаруживают разную степень латерализации. Если речевые
процессы, как правило, связаны у большинства людей с одним ведущим (доминантным) полушарием, то
процессы зрительного восприятия имеют значительно меньшую степень латерализации и наиболее
выраженные и стойкие гностические расстройства возникают при двусторонних поражениях
соответствующих отделов коры.
Разделение головного мозга на 2 симметричных, но функционально неравнозначных органа
рассматривается современной наукой как важный фактор адаптации человека к окружающей
действительности. При поражении одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость
функций и компенсация работы за счет др.
Функциональная специализация полушарий носит парциальный характер: выделяются
доминантность по речи, слуху, зрению, а также мануальное предпочтение (право/леворукость),
создающие множество вариантов Л. ф. (паттерны асимметрий). Степень выраженности асимметрии,
усовершенствование и усложнение механизмов межполушарного взаимодействия являются продуктом
онтогенетического развития. Задержка Л. ф. нарушает когнитивное и эмоциональное развитие ребенка и
создает предпосылки к возникновению трудностей в школьном обучении (напр., при обучении чтению:
см. Дислексия). (Ж. М. Глозман.)
Добавление: Следует обратить внимание на отсутствие строгой однозначной связи между
доминантностью руки и межполушарной доминантностью: доминирование речевых центров левого
полушария выявлено примерно у 95% правшей и 70% левшей (по др. данным, второй показатель еще
выше — 75%). Если учесть, что правшей примерно 90%, то правополушарную доминантность должны
иметь ок. 7,5% людей, из них 60% — это правши. (Б. М.)
ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН (Levy-Bruhl, 1857-1939) фр. философ и психолог, представитель
фр. социологической школы.
Основной темой психологических работ Л.-Б. была проблема
первобытного мышления. На основе обобщения множества фактов о жизни племен и народностей
Австралии, Океании, Африки, стоящих на более низких ступенях общественного развития, Л.-Б.
пришел к выводу о качественном отличии первобытного мышления от мышления «современного,
цивилизованного». Главной особенностью первобытного мышления является его пралогический
характер, т. е. подчиненность своеобразной логике, для которой характерны нечувствительность к
противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону «партиципации» (сопричастия) и
др. По Л.-Б., логическое и пралогическое мышления являются не различными стадиями развития
мышления в социогенезе, а 2 типами мышления, сосуществующими в рамках как первобытного, так и
современного общества (в практических действиях мышление первобытного человека столь же
логично, как и мышление современного, а у современного человека пралогическое мышление
встречается в религиозных представлениях, моральном поведении и т. п.). Работы Л.-Б. сыграли
большую роль в критике концепции англ. антропологической школы, которая придерживалась гипотезы
о тождестве умственных операций у людей разных времен и культур,
а также в утверждении
исторического подхода к анализу человеческого сознания, хотя и подвергались справедливой критике
за жесткое противопоставление разных типов мышления, отсутствие объяснения причин их различия.
(Е. Е. Соколова.)
ЛЕВИН КУРТ (Levin, 1890-1947) нем.-амер. психолог. В германский период своего
творчества (до эмиграции в 1933 г. в США) разрабатывал целостный подход к анализу явлений
человеческого поведения, примыкая тем самым к представителям гештальт-психологии. В этот период
Л. разработал ряд интереснейших методических приемов экспериментального исследования
мотивационно-потребностной и волевой сферы личности. Результатом их применения явился цикл
исследований, проведенных под руководством Л. его учениками и последователями: Б. В. Зейгарник
о забывании завершенных и незавершенных действий, Г. В. Биренбаум — о забывании намерений, Т.
Дембо — о фрустрации, А. Карстен — о психическом пресыщении, Ф. Хоппе — об уровне притязаний и
др. Результатом теоретических обобщений этих исследований явилась созданная Л. концепция
«топологической и векторной психологии».
Hosted by uCoz