В амер. период своей деятельности Л. исследовал проблемы групповой динамики.
Школа Л.
обогатила психологию множеством новых понятий, отражающих различные стороны поведения
личности: квазипотребности,
валентности,
жизненного пространства, временной перспективы,
уровня притязаний и др. Л. известен также своими теоретическими разработками проблемы
методологии психологического познания (в частности, проблемы эксперимента в психологии). См.
также Виды наблюдения. (Е. Е. Соколова.)
ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА (1908-1989) сов. психолог, дефектолог, логопед, участница
«пятерки» учеников Л. С. Выготского.
Под его руководством
осуществила экспериментальные
исследования опережающей действие (планирующей и регулирующей) речи ребенка и значений слов у
детей-алаликов.
Л. известный специалист в области патологии речи у детей. Ее работы нацелены на изучение
особенностей речевого развития у детей с отставанием умственного развития; решение проблем
обучения и воспитания детей с различными формами недоразвития речи; исследование природы
заикания и разработке методик по его преодолению; борьбу с неуспеваемостью у детей с речевыми
нарушениями. Особое внимание Л. уделяла теоретическому обоснованию, разработке, апробации и
внедрению в практику методов выявления речевых нарушении и методов коррекции. Проведенное Л.
изучение нарушений речи, связанных с дефектами фонематического восприятия, также имеет большое
теоретическое и практическое значение, поскольку предложенные коррекционные методики позволяют
устранять дислексические и дизграфические расстройства (ранее признаваемые неисправимыми) еще до
поступления ребенка в первый класс. Л. была инициатором развития сети школьных и дошкольных
логопедических учреждений.
Важнейшие работы: «Автономная детская речь» (1936), «Недостатки чтения и письма» (1941),
«Основы теории и практики логопедии» (1958), «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи»
(1961). (И. А. Мещерякова.)
ЛЕВОРУКОСТЬ (англ. left-handedness)
врожденное или вынужденное пользование левой
рукой. Человек, которому свойственна врожденная Л., называется левшой. Врожденная Л. м. б.
наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития. Кроме явной Л. бывает скрытая Л.
Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при
непривычных действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой. Существует много
морфологических и функциональных признаков скрытой Л. К первым относятся: большая величина
левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого
мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др. Функциональные признаки скрытой Л.:
у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается
сверху, при аплодировании активнее действует левая рука и др.
Наличие врожденной Л. в явной или скрытой форме необходимо учитывать при
нейропсихологическом исследовании больных с локальными поражениями мозга, т. к. в подобных
случаях изменяются закономерности проявления функциональной специализации полушарий головного
мозга (см. Латерализация функций, Межполушарная организация психических процессов)
и
отсутствуют или изменены симптомы, характерные для поражения левого или правого полушария
(напр., при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют афазические нарушения речи). У
левшей поражение правого «субдоминантного» для правшей полушария ведет иногда к возникновению
речевых расстройств.
Вынужденная Л. обусловливается повреждением или заболеванием правой руки, влекущим за
собой невозможность пользоваться ею.
ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ фон (Leibniz, 1646-1716) нем. философ, математик,
языковед, историк, юрист, изобретатель. Решение Л. ряда психологических проблем означало новый
шаг в понимании природы психического и сознания. В отличие от своего современника Дж. Локка, Л.,
во-первых, не считал душу «чистой доской», которую заполняет письменами прижизненный опыт
индивида, а сравнивал ее с глыбой мрамора, в котором имеются уже некоторые «прожилки», или
экраном со складками. Душа, по Л., еще до всякого опыта имеет свои индивидуальные особенности,
предрасположения, внутренние условия и т. п., которые опосредствуют внешние впечатления. Эта идея
была развита в последующей психологии (ср., напр., формулировку С. Л. Рубинштейном принципа
детерминизма: внешние причины действуют через внутренние условия). Во-вторых, Л. был против
отождествления Декартом и Локком психики и сознания, развивая концепцию «малых восприятий», т.
е. смутно осознаваемых или вовсе не осознаваемых психических содержаний. Т. о., Л. стоял и у истоков
разработки проблемы бессознательного в психологии. В-третьих, Л. полагал необходимым признать
|