Navigation bar
  Print document Start Previous page
 273 of 640 
Next page End  

поражении глубоких неспецифических образований мозга, расположенных по средней линии.
Обусловлены они патологически повышенным взаимным торможением следов (ретро- и проактивное
торможение).
Частным случаем М.-н. р. п. памяти является корсаковский синдром,
возникающий на
почве алкогольной интоксикации. (Н. К. Корсакова.)
МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ (англ. modality-specific
memory impairments)
— парциальные, частные нарушения памяти, ограничивающиеся дефектами
сохранения и воспроизведения следов, относящихся к определенной модальности (зрительной,
слуховой, тактильной и др.). Возникают при поражении корковых зон анализаторов.
По
психологической структуре представляют собой нарушение исполнительных операциональных звеньев
мнестической деятельности. М.-с. р. п. обусловлены сужением объема запоминания в связи с
повышенной тормозимостью следов интерферирующими воздействиями и уравниванием возбудимости
следов. Выделяют расстройства акустической, слухоречевой, зрительно-пространственной,
двигательной памяти и др.
Нарушения памяти, связанные с поражением речевых зон и приводящие к невозможности
организации информации с помощью смысловой системы языка, рассматриваются как системно-
специфические расстройства. (Н. К. Корсакова.)
МОДАЛЬНОСТЬ (англ. modality)
— термин, означающий в литературе по психологии и
физиологии принадлежность к определенной сенсорной системе (анализатору) и использующийся для
обозначения, характеристики или классификации ощущений,
сигналов, стимулов,
информации,
рецепторов,
расстройств (напр., Модально-специфические расстройства памяти).
Так, сигнал,
несущий одну и ту же информацию, но предъявленный на световом табло или в виде звукового
раздражителя, имеет, соответственно, разные модальности — зрительную и слуховую.
МОДЕЛИРОВАНИЕ (англ. modeling, modelling).
1. Общенаучный метод исследования (см., напр. Моделирование в психологии, Модель,
Эвристика, Эргономика).
2.
В теории социального научения (А. Бандура) термином «М.» называется процедура
(ситуация), в которой субъект наблюдает принятую за образец модель поведения и пытается
воспроизводить (имитировать) это поведение. «Моделью» часто называют не само поведение, а
наблюдаемого субъекта. М. рассматривается как один из важнейших процессов, посредством которых
осуществляется социализация. См. Викарное научение, Модификация поведения, Подражание. (Б. М.)
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ (англ. modelling in education) в качестве психологической
проблемы, имеет 2 аспекта: 1) моделирование в самом содержании образования, т. е. моделирование как
способ познания, которым должны овладеть уч-ся; 2) моделирование как одно из основных учебных
действий, являющееся составным элементом учебной деятельности.
1-й аспект означает психологическое обоснование необходимости включения в содержание
образования понятий модели и моделирования. Эта необходимость обусловлена задачей
формирования у уч-ся научно-теоретического типа мышления, означающего мышление о
действительности посредством особых специфических объектов, сконструированных в историческом
процессе развития науки, — моделей реальных явлений и процессов. Модельный характер современной
науки, когда конструирование и изучение моделей реальных объектов является основным методом
научного познания, показывает, что задача формирования научно-теоретического типа мышления м. б.
успешно решена лишь тогда, когда модели изучаемых явлений займут в содержании обучения
подобающее им место и будут изучаться явно, с использованием соответствующей терминологии, с
разъяснением уч-ся сущности понятий модели и моделирования, с тем чтобы уч-ся осознали и овладели
моделированием как методом познания.
2-й аспект состоит в исследовании места и форм использования моделирования как высшей и
особой формы наглядности для выявления и фиксации в легко обозримом виде существенных
особенностей и отношений изучаемых явлений, а также в формировании у уч-ся умений использовать
моделирование для построения и фиксации общих схем действий, которые они должны проделать в
процессе изучения сложных абстрактных понятий.
МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (англ. modelling in psychology) применение метода
моделирования в психологических исследованиях. Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или
техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности —
моделирование психики;
2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой
деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности (напр., в лабораторных
условиях), что принято называть психологическим моделированием.
Hosted by uCoz