Моделирование психики метод исследования психических состояний, свойств и процессов,
который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих
моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических
фактов. По полноте отражения объекта в модели можно выделить след. классы и подклассы моделей
психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические,
эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей
отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической
деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов.
Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением
сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по
моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях
бионике,
кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике.
Первые успехи в моделировании
психики достигнуты в середине XX в. на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники.
Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть
исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны
в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности,
эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и
свойств психики, как восприятие, память, обучаемость, логическое мышление и т. д. Делаются первые
попытки построить вещественные гипотетические и бионические модели психической
деятельности (напр., перцептрон Ф. Розенблата, пандемониум О. Селфриджа и др.). См. также
Семантические сети, Эвристика.
МОДЕЛЬ (англ. model) (в широком понимании) упрощенный мысленный или знаковый образ
к.-л. объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средство
оперирования. В естественных науках М. называют описание объекта средствами некоторой научной
теории.
М. в фундаментальных и в прикладных науках обычно связываются с применением
моделирования, т. е. с выяснением (или воспроизведением) свойств к.-л. объекта, процесса или явления
с помощью др. объекта, процесса или явления его М. Такая процедура требует выполнения
определенных правил и предъявляет требования и к самой М. К числу этих требований относятся:
отношение М. и моделируемого объекта относительно свойств и аспектов функционирования,
интересующих исследователя, обладает свойствами рефлексивности (любой объект является
собственной М.), симметричности (объект является моделью модели), транзитивности (любая М.
модели есть М. исходного объекта). Такие свойства задают классы М. Но для все более
распространяемого подхода, когда задачей является выбор одной наилучшей М., они чересчур широки.
В этом случае (когда М. применяется не только с целью получения объяснений различных явлений, но и
для предсказания интересующих исследователя явлений) обычно вводится понятия настройки М.
(нормализации или уточнения ее параметров применительно к конкретной задаче) и критериев
адекватности М. Сравнивая эффективность оптимально настроенных конкурентных М., производят
выбор наилучшей среди них. Существенную роль при этом играют экспериментальные данные
факты и априорная информация. По мере распространения технологии вычислительного эксперимента
такой подход становится все более распространенным (рис. 6). (Б. Н. Еникеев.)
|