коем случае не является оппозицией возрастной и педагогической психологии или экспансией в эти
важные составляющие научных основ образования. (В. П. Зинченко.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФРАКТЕРНОСТЬ (англ. psychological refractoriness)
задержка
реакции на 2-м из двух быстро след. друг за другом сигналов. Измерение П. р. используется для
выявления квантов предметного действия (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко). См. Рефрактерный
период. (А. И. Назаров.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психическая) САМОРЕГУЛЯЦИЯ (англ. psychological self-
regulation)
в широком смысле означает один из уровней регуляции активности живых существ, для
которых характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности. При
такой трактовке понятие П. с. используется для характеристики любых аспектов жизнедеятельности,
включая целенаправленную деятельность и поведение человека. В узком смысле П. с. определяется как
произвольное и целенаправленное изменение отдельных психофизиологических функций и
психического состояния в целом, которое осуществляется самим субъектом путем специально
организованной психической активности. В последнем случае формирование и эффективность
использования внутренних средств деятельности по управлению собственным состоянием выступает в
качестве центрального момента психологического исследования. В прикладных работах, направленных
на оптимизацию состояний человека (в труде, обучении, спорте, при коррекции пограничных и
патологических состояний) проблема П. с. рассматривается в связи с созданием специальных методов
П. с. См. Аутогенная тренировка, Нервно-мышечная релаксация, Релаксация. (А. Б. Леонова.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА (англ. psychological service)
система практического
использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики,
консультации в сферах производства, медицины, образования, культуры, спорта, правоохранительной
деятельности. (И. В. Дубровина.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ один из компонентов системы
образования страны. Цель П. с. о. психологическое здоровье детей; задача П. с. о. создание
благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья; средство содействие
психическому, физическому и личностному развитию детей на всех этапах дошкольного и школьного
детства. П. с. о. интегральное явление, представляющее собой единство 3 аспектов: научного,
прикладного и практического; каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от
исполнителей специальной профессиональной подготовки. Научный аспект предполагает
исследование проблем П. с. о., методологическое и теоретическое обоснование и разработку
психодиагностических, психокоррекционных и развивающих программ, способов, средств и методов
применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования; прикладной
психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку
психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов;
практический
непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (детских
садах, школах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах П. с. о.
Выделяются 2 направления деятельности П. с. о.: актуальное и перспективное. Актуальное
ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с имеющимися трудностями в обучении
и воспитании детей, формировании личности; в детских учреждениях немало таких проблем, и оказание
конкретной помощи задача П. с. о. Перспективное направление нацелено на развитие, становление
личности и индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к
самоопределению, к созидательной жизни в обществе. Эти направления неразрывно связаны: решая
перспективные задачи, психолог повседневно оказывает конкретную помощь детям, родителям,
воспитателям, учителям.
П. с. о. в РФ проектируется как единая вертикальная система в образовательном пространстве
страны: психологическая служба отдельных образовательных учреждений городской, областной
центр П. с. о. региональный центр П. с. о. отдел психологической службы Министерства
образования. Каждое звено должно иметь четко определенные границы. Профессиональное
взаимодействие всех подразделений структуры может гарантировать высокий уровень деятельности П.
с. о., научно-методическую разработку ее проблем, методическое оснащение и материальное
обеспечение, профессиональную оценку результатов деятельности службы. См. также Практический
психолог системы образования. (И. В. Дубровина.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (англ. psychological modelling)
метод,
воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования или
совершенствования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке. Для создания
|