Navigation bar
  Print document Start Previous page
 400 of 640 
Next page End  

модели жизненной ситуации часто используются моделирующие устройства. В частности,
моделирующие устройства дидактического назначения представлены тренажерами различных типов и
аудиовизуальными пособиями (макеты, схемы, карты, теле- и киноустановки). Для научных
исследований применяются, кроме того, моделирующие устройства (стимуляторы) для исследования
способностей индивидуума, эффективности функционирования систем «человек—машина» и т. п.
Назначение этих устройств состоит в имитации определенной трудовой, спортивной и т. п. ситуации, в
которую включается испытуемый, и регистрации особенностей поведения испытуемого в данной
ситуации. См. Психические состояния.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУДИЕ — см. Высшие психические функции.
ПСИХОЛОГИЯ (от греч. psyche
душа + logos
учение, наука) — наука о закономерностях
развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых
существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но
неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые
П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии,
названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих др. направлениях
исследований, а также в различных сферах практики (в особенности мед. и педагогической).
Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, не отчужденных от него
переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и
самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими
учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась
материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное
знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и
мозга).
С середины XVI в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе П. начала
обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях
закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было показано, что психические
процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным
причинным фактором (детерминантой) поведения. Вследствие столь тесной взаимосвязи поведения и
психики в современной П. получило широкое признание деятельностное понимание предмета П. (см.
Деятельностный подход в П.).
Хотя деятельность не является предметом изучения одной лишь П.,
психологический подход вносит существенный вклад в комплексное исследование реальной
человеческой деятельности и поведения животных.
Научное исследование генетически первичных форм поведения и психики (а также ее
патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали
определяющими для П. В то же время и самонаблюдение сохраняет значение важного, но
вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой
которой является сознание.
Будучи порождением и функцией социальных (надындивидуальных)
процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную смысловую организацию,
придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным;
операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных.
Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчета) о них субъекта
обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с др. людьми,
окружающим миром. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает способность
судить о внутреннем плане своего поведения (см. Я-концепция).
Не все компоненты этого плана
переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного,
служат предметом П.,
которая выявляет характер соответствия действительных мотивов,
установок (аттитюдов),
социальных ориентаций личности сложившимся у нее представлениям о них. Как осознаваемые, так и
неосознаваемые психические процессы осуществляются работающими по физиологическим законам
нейрогуморальными механизмами (см. Гуморальный),
но протекают не по этим законам, а по своим
собственным, т. к. в психике человека представлены действительность природная и социокультурная и
жизнь конкретной личности. Зависимость человеческого поведения от биологических и
социальных
факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в «диалоге» между
данными о природе и о культуре,
интегрируемыми в ее собственные понятия, не сводимые к др. и в
свою очередь используемые прочими науками.
Философско-психологическое учение о деятельности и сознании как активном отражении
реальности, обусловленном общественно-исторической практикой, позволяет с новых
Hosted by uCoz