Navigation bar
  Print document Start Previous page
 401 of 640 
Next page End  

методологических позиций вырабатывать основные проблемы научной П., среди которых выделяются
психофизиологическая проблема (об отношении психики к ее телесному субстрату), психосоциальная
(о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными
индивидами и группами),
психопраксическая (о формировании психики в процессе реальной
практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов —
образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об отношении чувственных и
умственных психических образов к отображаемой ими реальности) и др. Разработка этих проблем
ведется на основе общенаучных принципов: 1) детерминизма (раскрытия обусловленности явлений
действием производящих их факторов); 2) системности (трактовки этих явлений как внутренне
связанных компонентов целостной психической организации); 3) развития (признания преобразования,
изменения психических процессов, их перехода с одного уровня на др., возникновения новых форм
психических процессов).
В ходе разработки основных проблем П. сформировался ее категориальный аппарат,
в
котором выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика
П. неотделима от социальной: от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения,
воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулировании
деятельности личности и коллектива и т. д.
Категориальный строй П., отображая психическую реальность в ее самобытных
характеристиках, служит основанием, «стволом» всего многообразия ответвлений современной П.,
выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус
(Возрастная П.; Дифференциальная П.; Зоопсихология; Инженерная П.; Космическая П.;
Математическая П.; Медицинская П.; Нейропсихология; Общая П.; Патопсихология; Педагогическая
П.; Психогенетика; Психогигиена; Психодиагностика; Психолингвистика; Психометрия;
Психосемантика; П. искусства; П. науки; П. пропаганды; П. спорта; П. творчества; П. труда; П.
управления; Политическая П.; Психотерапия; Психофармакология; Психофизика; Психофизиология;
Специальная П.; Социальная П.; Сравнительная П.; Экономическая П.; Этнопсихология; Юридическая
П. и др.).
Дифференциально-интеграционные процессы, превратившие П. в «куст» отраслей, обусловлены
запросами различных областей практики, сталкивающими П. со специфическими для каждой из них
проблемами. Эти проблемы, как правило, комплексные, и поэтому разрабатываются многими
дисциплинами. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивны
лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными
принципами (см. Психологизм). Вместе с тем в результате контактов с др. науками П. сама обогащается
новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат,
обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки (см. Когнитивная наука, Педология,
Человекознание, Эргономика).
Серьезное воздействие на дальнейшее развитие П. оказала происшедшая в условиях
современной научно-технической революции передача электронным устройствам некоторых функций,
являвшихся прежде уникальным достоянием человеческого мозга, функций накопления и переработки
информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в П. кибернетические и
теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации П.,
внедрению в нее более строгого системного стиля мышления с его преимуществами, обусловленными
применением логико-математического аппарата, компьютеров и др. средств одновременно.
Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в эффективном использовании и
культивировании функций человека, которые не м. б. переданы электронным устройствам, прежде
всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение
проблем «искусственного интеллекта»,
с одной стороны, творчества — с др., становятся в
современную эпоху важными направлениями П. (см. Когнитивная психология).
Наряду с ними стремительно развиваются социальная П. и П. управления, решающие задачи,
касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также
исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими
и др. актуальными проблемами современности. Включенность П. в многоплановый контекст
взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как
фундаментальных, так и прикладных исследований) определяет важную роль П. в современной
духовной жизни, ее непосредственную связь с социально-политическими процессами в современном
мире (Политическая П.; Прикладная П.; П. искусства; П. компьютеризации; П. сценического искусства;
Hosted by uCoz