ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
процесс обучения, основанный на принципах и
правилах эвристики (как науки). Прообразом Э. п. считается майевтика (греч. акушерство, повивальное
искусство). Эта аналогия связана с понятием сократических бесед, т. е. бесед, или споров, в которых
Сократ при помощи искусно поставленных вопросов помогал собеседнику самому приходить к
правильным выводам, рождать новое (для него) знание. Т. о., Сократ выступал в роли педагога, который
умело управлял процессом познавательной деятельности своего ученика. Причем не просто управлял,
но в ходе бесед или споров показывал примеры творческого процесса решения задач.
Методы Э. п. представляют собой самые разные приемы и способы, которыми пользуется
педагог при обучении уч-ся творческому, нестандартному решению не только простых, но и
нетривиальных задач. Однако возникает вопрос, чем же объясняется тот факт, что эвристические
методы не позволяют использовать точные правила, прямо приводящие к решению задачи. Частичный
ответ м. б. дан, исходя из модели семантических сетей.
Действительно, представим себе творческое
решение к.-л. задачи как переход от одного узла знаний к др., причем переход, совершаемый в
имитирующей мозг трехмерной среде, либо с использованием связи, имеющей малый приоритет (редко
использующейся), либо переход с построением новой связи. Тогда, в рамках такой модели становится
ясно, что указать какую-то точную рекомендацию равнозначно самому решению, в противном случае
рекомендация может только указать направление решения и в этом смысле быть эвристической. (В. М.
Кроль.)
ЭГОЦЕНТРИЗМ см. Пиаже Ж.
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (англ. egocentric speech)
одно из внешних проявлений
эгоцентрической позиции ребенка. Согласно Ж. Пиаже, детская речь эгоцентрична потому, что ребенок
говорит лишь «со своей т. зр.» и не пытается стать на т. зр. собеседника. Ребенок думает, что другие его
понимают (так же, как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и
действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.
Такое понимание Э. р. встретило много возражений (Л. С. Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн, С.
Айзенк и др.), и Пиаже в более поздних работах попытался уточнить смысл этого понятия. По Пиаже,
ребенок не осознает различия собственной и чужой т. зр. Э. р. не охватывает всю спонтанную речь
ребенка. Коэффициент Э. р. (доля Э. р. в массиве спонтанной речи) изменчив и зависит от активности
самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и
между детьми-ровесниками.
В среде, где господствуют спонтанные, случайные связи и ребенок предоставлен самому себе,
коэффициент Э. р. возрастает. Во время проведения символической игры он более высок по сравнению
с обстановкой совместно организованной работы детей. С возрастом устанавливаются различия между
игрой и экспериментированием, и коэффициент Э. р. уменьшается.
В 3 года он достигает наибольшей величины: 75 % от всей спонтанной речи. От 3 до 6 лет Э. р.
постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем. Там, где господствуют авторитет
взрослого и отношения принуждения, процент Э. р. довольно высокий. В среде ровесников, где
возможны дискуссии и споры, процент Э. р. снижается.
Выготский придавал понятию «Э. р.» иное значение. Согласно его концепции, Э. р. это «речь
для себя», и в ходе развития она не исчезает бесследно, а превращается во внутреннюю речь.
Пиаже
высоко оценил гипотезу Выготского, одновременно подчеркнув своеобразие собственной концепции. Э.
р. характеризуется, по мнению Пиаже, тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции
и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные
представления. (Л. Ф. Обухова.)
ЭДАЛТОМОРФИЗМ (англ. adultomorphism)
интерпретация поведения ребенка с т. зр.
взрослого; неоправданная атрибуция (предикация) ребенку свойств, черт или процессов взрослого.
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС см. Комплекс Эдипа.
ЭЙДЕТИЗМ (от греч. eidos образ, внешний вид) способность к запечатлению и
сохранению во всех деталях образов предметов после прекращения их восприятия. Син. эйдетическая
способность. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает
воспринимать предмет в его отсутствие. Механизм не исследован.
ЭЙДЕТИК (англ. eidetiker)
лицо, обладающее эйдетической способностью. По некоторым
осторожным оценкам, среди детей Э. составляют около 5%, тогда как среди взрослых их в лучшем
случае 1 на 1000.
ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ (англ. eidetic image) проецированный образ (обычно зрительный,
но м. б. и любой др. модальности), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по
|