Navigation bar
  Print document Start Previous page
 261 of 302 
Next page End  

берется выше, так как она стремится к следующему тону. Эти ноты
различаются и по выразительности. Так, первые две ноты А и B, хотя и
считаются общими в этом понятии квазикласса, различны по природе, тогда
как, с другой стороны, первые две ноты в А и С во всех перечисленных
отношениях, то
Рис. 164
есть структурно, являются одинаковыми, как и в В и D. Классификация AB/CD
не учитывает структуру, она бессмысленна, потому что рассматривает мелодии
не как нечто целое, а вырывает первые две ноты из контекста, как будто они
являются независимыми элементами.
Рассмотрим противоположные ситуации: структурно слепая классификация
дает группировку AB/CD, структурная — группировку AC/BD.
Здесь мы рассмотрели только строгое транспонирование; в осмысленных
музыкальных вариациях даже две начальные ноты мелодии и их интервал
могут в известной степени изменяться без всякого ущерба для самой мелодии
как некой структуры. Вместе с тем изменение одной — единственной ноты
может оказаться неуместным и даже нарушить структуру. Когда мы
воспринимаем такую мелодию, мы чувствуем, что что-то не так, не
соответствует форме, не подходит. Искаженные таким образом мелодии и
бессмысленные совокупности звуков в отличие от хороших мелодий
психологически не транспонируются. Плохо, когда есть структурные
нарушения. Если мы попытаемся
290
вспомнить бессмысленный набор звуков и повторить их спустя какое-то время,
то это будет очень трудно сделать — с ними может произойти все, что угодно.
Существует сильная тенденция к их изменению, улучшению такого материала
в направлении какой-то осмысленной структуры. Таким образом, это вовсе не
вопрос о равенстве отдельных интервалов; действительная проблема не сводит-
ся даже к вопросу о месте, роли и функции в целом, а связана с соответствием
или несоответствием данным структурным требованиям.
Hosted by uCoz