структурные факторы.
В чем состоит основное различие между этими двумя типами реакций на
вариации? В чем с психологической точки зрения заключается проблема?
Как испытуемый ищет A-решения? Каким образом он различает А-
и B-
процедуры?
Во-первых, можно сказать: «Различие очевидно. B-реакции в отличие от А -
реакций не ведут к правильному решению». Но это утверждение лишь ставит
проблему, а не решает ее.
Во-вторых: «Решающее значение имеет степень сходства с первоначальной
задачей». Нет. Сходство действительно играет роль. Но какое сходство? Если
рассматривать отдельные части, то окажется, что B-случаи часто ближе к
первоначальной задаче, чем A-случаи.
В-третьих: объясняется ли суть дела «обобщением»? Нет. Конечно, во всех
этих случаях имеет место обобщение, но, как было уже сказано, с глупой B-
реакцией может быть связана такая же степень обобщения, как и с A-реакцией.
Таким образом, обобщение само по себе ничего не объясняет. Ссылка на
обобщение может, конечно, оказаться полезной, если мы будем говорить о
«правиль-
ственное расположение фигур (см.: Stern W. Uber verlagerte Raumformen.
"Zeitschrift fur
Angewandte Psychologie", 1909, Vol. 2, S. 498-526).
Встречаются и взрослые, которые в дальнейшей жизни сохраняют приобретенную
привычку к слепым, механическим действиям. Удивительно, как образованные и в других
отношениях вполне разумные люди иногда ведут себя в сходных ситуациях, особенно в случае
«Einstellung» (установка), (см. главу 4, раздел 3, а также главу 6 и приложения 2, 3 и 4).
50
но выбранном обобщении». Но что мы должны понимать под этим
уточнением? То, что оно ведет к решению? Это опять напоминает первое
утверждение.
В-четвертых, положение дел не изменится, если сказать (правильно), что
различные A-случаи характеризуются тем, что «схватываются» существенные
отношения, схватывается то, что действительно релевантно. Но что означает
такое «схватывание»? Что такое «существенные элементы»? Как определить,
что существенно, а что нет? Только по результату?
Теоретические предположения 2, 3 и 4 не позволяют удовлетворительным
образом дифференцировать А-
и B-реакции. Только первое предположение
дифференцирует случаи, но лишь по результату. Ни одно из этих предпо-
ложений само по себе не ведет к психологическому пониманию.
|