Я предлагаю читателю подумать над этим. Не удовлетворяйтесь
поверхностными решениями. Я думаю, что если вы непредубежденно
рассмотрите эти примеры, то найдете ответ. Возможно, он будет вертеться у
вас на кончике языка, а вы не сможете выразить его никакими словами. Здесь я
прерву свой анализ и вернусь к нему несколько позднее.
II
11. Под влиянием сильного впечатления от странного поведения некоторых
школьников психолог снова приступает к более тщательному рассмотрению
проблемы.
Как и в описанном случае, я часто удивлялся поведению некоторых классов
во время урока. Обычно ученики покорно следят за этапами доказательства,
которое демонстрирует им учитель. Они повторяют, заучивают их. Создается
впечатление, что идет «обучение». Ученики обучаются? Да. Мыслят?
Возможно. И в самом деле понимают? Нет.
Для прояснения дела была попробована следующая экспериментальная
процедура.
Сейчас я скажу нечто странное, даже дикое. Видите ли, по теоретическим
основаниям психолог вынужден иногда применять методы, которые для него
самого не являются приятными.
Вместо того чтобы воспользоваться обычным разумным методом
определения площади параллелограмма, учени-
51
кам говорят: «Для определения площади параллелограмма следует измерить
стороны назовем их а и
?
тить на основании точ
ку, расположенную прямо
под верхним левым углом; затем измерить расстояние между левой
Рис. 14
вершиной и этой точкой назовем
его с. На нашем чертеже а = 5
дюймов, b = 9 дюймов, с = 3 дюйма.
Теперь сложите а и с! (а+с... 5+3 = 8)
Вычтите с из а! (а с...5-3=2). Перемножьте результаты! (...8X2=16)
Из произведения извлеките квадратный корень! Вы учили, как это делать
(... v 16=4)
|