президенте Чили, генерале Пиночете, одни называют его «кровавым диктатором», другие «творцом
чилийского экономического чуда». Соответственно определяется и различное отношение к
деятельности генерала Пиночета на посту главы государства. Очевидно, что подобная категоризация
может приводить к односторонним оценкам, тогда как необходимо учитывать все аспекты деятельности
данной персоны.
Хотя категоризация совершенно необходима для организации материала восприятия, в то же
время эта мыслительная операция таит в себе определенную опасность для адекватного суждения о
каком-либо объекте. Кто не оказывался порой в плену предвзятых суждений о другом человеке? Даже
первой встречи бывает достаточно, чтобы мы составили определенное мнение о нем. Пол, возраст, раса,
национальность, элементы внешнего облика воспринимаемого человека длина волос, тип одежды,
различные украшения и т. д. все эти признаки, как по отдельности, так и вместе взятые побуждают
относить его к какой-либо категории людей. При этом обычно мы приписываем ему некоторые
личностные свойства, способности, мотивы, социальные ценности, то есть осуществляем процесс
стереотипизации.
В конечном счете, воспринимая человека, мы оцениваем его в соответствии с той
социальной категорией, к которой, по нашему мнению, он принадлежит. Мы наделяем этого человека
теми чертами и свойствами, которые характерны, как нам кажется, для данной категории людей. Так,
многие из нас считают, что политики склонны к компромиссам, военных отличает прямолинейность, а
красивых людей самовлюбленность. Это все примеры социальных стереотипов. Насколько же
правомерными являются при этом наши суждения?
Сам по себе термин «стереотип» заимствован из типографского мира. Так называется
монолитная печатная форма, применяемая при печатании больших тиражей. Подобная форма позволяет
экономить время и силы, но затрудняет внесение изменений в текст. В социальные науки термин
«стереотип» ввел в 1922 г. американский журналист Липпман, который отметил, что люди часто
используют подобный механизм, общаясь друг с другом и прибегая к определенным шаблонам
восприятия. Относя какого-либо человека к той или иной категории лиц, легче строить свои
взаимоотношения с ним.
Рэйвен и Рубин выделяют две важные функции стереотипов. Во-первых, посредством
стереотипизации можно минимизировать «непреодолимую сложность информации до поддающихся
анализу пропорций». Вместо того, чтобы блуждать в поисках характерных и уникальных черт
встреченного человека, можно ограничиться общими стереотипами. Это особенно важно тогда, когда
нужно быстро принимать решение в ситуации неопределенности. Во-вторых, поскольку одних и тех же
стереотипов придерживаются многие люди, они могут легко общаться друг с другом. Стереотипы
выступают как форма «социальной стенографии».
Широко распространены этнические (или культуральные) стереотипы, в соответствии с
которыми определенные психологические свойства приписывают представителям тех или иных наций.
Майерс приводит данные исследований, показывающие, что европейцы считают жителей Южной
Европы, например, итальянцев более эмоциональными и менее искусными в работе, чем жителей
Северной Европы немцев и скандинавов. Стереотип южанина как человека более экспансивного
существует даже в пределах одной страны. Так, в каждой из двадцати стран Северного полушария
жители юга данной страны считаются более экспрессивными, чем жители севера (чего нельзя сказать о
шести странах в Южном полушарии).
Заслуживает внимания тот факт, что значительная часть людей приписывает какой-либо
рассматриваемой группе одни и те же черты. Показательны в этом плане данные одного из
исследований, проведенных в США (Карлинз, Коффман, Уолтерз). Ста университетским студентам был
предложен перечень 84 личностных черт, с тем чтобы они отметили, какие из этих черт наиболее
свойственны указанным десяти этническим группам. Если бы какие-либо черты подбирались
студентами случайно, то можно было бы ожидать, что около 6% из них выберут любую данную черту
для любой данной группы. Однако почти для каждой этнической группы были подобраны более чем 20
% студентов, по крайней мере, три черты. И, по крайней мере, одна черта выбиралась более чем 50 %
студентов. Например, американцы
были названы материалистичными (67%), англичане
консервативными (53%), немцы усердными (59%). Таким образом, можно говорить об известном
согласии относительно свойств, приписываемых различным этническим группам.
Обоснованна ли подобная стереотипизация? Соответствуют ли стереотипы реальности? Прежде
всего отметим, что стереотипы возникают не на пустом месте. Ряд американских исследователей
считают, что стереотипы могут содержать зерно истины. По их мнению, люди, высказывая суждение о
других группах, сравнивают их со своей собственной группой. Так, если немцы в среднем считаются
|