несколько более усердными, чем американцы, то эта черта будет частью стереотипа, даже хотя среднее
различие может быть очень маленьким.
Некоторые данные свидетельствуют о том, что имеются рациональные основания для
формирования тех или иных стереотипов. Возьмем, например, стереотип пожилого работника,
разделяемый многими людьми в различных организациях США. Одно из исследований показало, что
пожилые работники оценивались как не склонные к изменениям и творчеству, более осмотрительные и
менее работоспособные даже тогда, когда их трудовые показатели были не хуже, чем у тех, кто был
моложе (Митчелл). К этому следует добавить, что по данным другого исследования, проведенного
ранее, обнаружена меньшая склонность к риску (большая осмотрительность) пожилых менеджеров, по
сравнению с более молодыми. Таким образом, можно говорить о зерне истины, содержащемся в
стереотипе пожилого работника, то есть о том, что такой работник обладает определенными
характерными свойствами. Но из этого совсем не следует, что всем без исключения пожилым
работникам присущи указанные свойства. Ошибочность стереотипа проявляется тогда, когда он влияет
на суждение о конкретной личности с ее индивидуальными особенностями. Действительно, в этом
случае вместо того, чтобы попытаться учесть всю уникальность данного человека, его воспринимают
лишь на основе какой-то единственной категории, к которой он принадлежит. Стереотипы рождают
определенные ожидания относительно поведения людей и дают возможность взаимодействовать на
этой основе.
Социальное взаимодействие и общение. Общаясь между собой, люди не только передают и
получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом
взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой
жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов
взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы
взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым
общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди
действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).
Социальное взаимодействие может также рассматриваться как одна из сторон общения, как
коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы повлиять на действия и взгляды индивидов,
вовлеченных в этот процесс.
Американский психолог Холландер выделяет следующие характерные черты социального
взаимодействия. Первая черта взаимозависимость поведения участников взаимодействия, когда
поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого, и наоборот. Вторая
характерная черта социального взаимодействия это взаимные поведенческие ожидания на основе
межличностного восприятия друг друга. Фундаментом, лежащим в основе первой и второй, является
третья черта подразумеваемая каждым участником взаимодействия оценка ценности, приписываемой
действиям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить.
Западные исследователи выделяют две большие категории в понятии «структура
взаимодействия». Во-первых, это формальная структура взаимодействия, под которой понимают такие
образцы взаимоотношений, которые требуются обществом, его социальными институтами и
организациями. Во-вторых, имеется также неформальная структура взаимодействия, порождаемая
индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия. То, что называется формальным
уровнем взаимодействия, закреплено в формальных (официальных) социальных ролях. Неформальный
уровень взаимодействия основан на межличностной привлекательности, привязанности людей друг к
другу. Этот уровень обусловлен индивидуальными диспозициями. Отметим также, что взаимодействие
в официальных ситуациях может приобретать некоторые черты неформального взаимодействия. Будучи
длительными и непрерывными, формальные отношения обусловливаются также индивидуальными
психологическими свойствами взаимодействующих людей.
При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида
взаимозависимости кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое
количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласованные действия с
целью достижения определенной цели. Обычно речь идет о цели, которую невозможно достичь,
действуя в одиночку. Уровень кооперации возрастает по мере того, как люди осознают свою
взаимозависимость и необходимость доверия друг к другу. Во втором случае (конкуренция) действия
нескольких индивидов происходят в условиях соревнования, где выигрыш возможен только для одного
человека. Например, игра в шахматы.
Указанные два вида взаимодействия не следует противопоставлять, рассматривая как
|