медиальной части зрительных бугров. Наиболее мощные связи продолговатый мозг образует с лобными
долями. Определенная часть ретикулярных волокон обслуживает и работу спинного мозга.
Морфогенез мозга определяется размерами и различием по клеточному составу как целого мозга,
так и его отдельных структур. Кроме того, полноценный анализ зрелого мозга предусматривает и
оценку характера взаимосвязи и способа организации различных частей мозга нейронных ансамблей
(Корсакова, Микадзе, Балашова). Масса мозга как общий показатель изменения нервной ткани
составляет при рождении примерно (данные различных авторов колеблются) 390 г у мальчиков и 355 г
у девочек
и увеличивается соответственно до 1353 и 1230 г к моменту полового созревания.
Наибольшее увеличение мозга происходит на первом году жизни и замедляется к 7-8 годам, достигая
максимальной массы (примерно 1400 г) у мужчин к 1920,
а у женщин к 16-18 годам. При
рождении у ребенка полностью сформированы подкорковые образования и те области мозга, в которых
заканчиваются нервные волокна, идущие от периферических частей анализаторов. Остальные зоны еще
не достигают необходимого уровня зрелости, что проявляется в малом размере входящих в них клеток,
недостаточном развитии ширины их верхних слоев, выполняющих в дальнейшем самую сложную
ассоциативную функцию, незавершенностью в развитии проводящих нервных волокон. Скорость
роста коры во всех областях мозга в целом наиболее высока в первый год жизни ребенка, но в разных
зонах она заметно отличается. К 3 годам происходит замедление роста коры в первичных отделах, а к 7
годам в ассоциативных. У трехлетних детей клетки коры уже значительно дифференцированы, а у 8-
летнего мало отличаются от клеток взрослого человека. По некоторым данным от рождения до 2 лет
происходит активное образование контактов между нервными клетками (через синапсы) и их
количество в этот период выше, чем у взрослого человека. К 7 годам их число уменьшается до уровня,
свойственного взрослому. Более высокая синаптическая плотность в раннем возрасте рассматривается
как основа усвоения опыта. Исследования показали, что процесс миелинизации,
по завершению
которого нервные элементы готовы к полноценному функционированию, в разных частях мозга также
проходит неравномерно. В первичных зонах анализаторов он завершается достаточно рано, а в
ассоциативных затягивается на длительный срок. Миелинизация двигательных корешков и
зрительного тракта завершается в первый год после рождения, пирамидного тракта, задней центральной
извилины (в которой осуществляется проекция кожной и мышечно-суставной чувствительности) в 2
года, передней центральной извилины (начала двигательных путей) в 3 года, слуховых путей в 4
года, ретикулярной формации (энерго- и ритморегулирующей системы) в 18 лет, ассоциативных
путей в 25 лет. Формирование большинства функциональных мозговых структур, относительно
надежно способных реализовывать ту или иную психическую или психофизиологическую функцию в
меняющихся условиях среды
нейронных ансамблей,
заканчивается в 18 лет, кроме лобной области,
где этот процесс завершается к 20 годам, а в префронтальных участках, по некоторым данным, и
позднее.
С точки зрения функциональных возможностей мозга раньше всех в эмбриогенезе
закладываются предпосылки для становления кожно-кинестетического и двигательного анализаторов.
В кожно-кинестетическом анализаторе первые два года это этап формирования целевых
специализированных
действий. Способность к тонкому анализу проприоцептивных (кинестетических)
раздражений появляется с 2-3 месяцев и развивается до 18-20 лет.
Слуховые рецепторы начинают функционировать сразу после рождения, а на стыке 1 и 2 лет
происходит усиленное образование условных рефлексов на речь. Тонкая дифференцировка звуковых
раздражителей продолжается до 6-7 лет. Анализ вызванных потенциалов в корковых полях,
вовлекаемых в зрительное восприятие,
показывает, что специализация полей в первые 3-4 года
невелика. В дальнейшем она нарастает и достигает наибольшей выраженности к 6-7 годам. Это
позволяет рассматривать возраст 6-7 лет как сенситивный в становлении системной организации зрения
(условные рефлексы со слухового анализатора начинают вырабатываться раньше, чем со зрительного).
Ассоциативные отделы мозга прогрессируют поэтапно «пик» первого этапа примерно совпадает с 2
годами, а второго с 6-7 годами. Наиболее медленным темпом развития характеризуются, как уже
указывалось, лобные отделы мозга, функцией которых является произвольная (в том числе и
опосредованная речью) регуляция всех видов психической деятельности.
Функциональные блоки мозга. На основе изучения нарушений психических процессов при
различных локальных поражениях центральной нервной системы Лурия разработал общую структурно-
функциональную модель мозга как субстрата психики. Согласно этой модели весь мозг может быть
разделен на три основных блока, характеризующихся определенными особенностями строения и ролью
в исполнении психических функций.
|