пространстве для ходьбы и сиденья), апраксия одевания, возникающая при поражении теменной доли
справа.
Идеаторная (апраксия замысла) всегда двухсторонняя по проявлениям и возникает при
поражении нижне-теменных долей левого полушария (угловой, надкраевой извилин), по другим
данным лобно-теменных долей или вообще при диффузных поражениях мозга. Встречается в
изолированном виде довольно редко и заключается в том, что больной способен выполнить каждый
отдельный фрагмент сложного двигательного акта, но становится беспомощным, когда их необходимо
связать в единое целое. Начав
движение, он часто переключается на другое, ненужное движение,
отвлекается. При идеомоторной апраксии больной не знает, как осуществить действие, а при
идеаторной в какой последовательности. В качестве самостоятельного и часто встречающегося вида
рассматривается конструктивная апраксия.
Она возникает при поражении теменных долей (угловой
извилины) и левого и правого полушарий. Больные не способны изобразить или срисовать даже
простые геометрические фигуры искажаются контуры, не дорисовываются детали (например, звезда
может изображаться в виде деформированного треугольника), не складываются фигуры из палочек
(спичек) или кубиков. Особые трудности возникают у больного при манипулировании с трехмерными
предметами и изображениями, а также при попытках копирования незнакомых «неоречевленных»
фигур. Иногда конструктивную апраксию, связанную с левосторонним очагом поражения,
рассматривают под углом зрения гностических нарушений пространственных отношений. При
правополушарных поражениях симптоматика имеет свою специфику, в тяжелых случаях сводящуюся к
полному «игнорированию» левого пространства части рисуемых образов или складываемых
конструкций.
На отличной теоретической основе, используя синдромный анализ, Лурия предложил иную
классификацию апраксий и выделил 4 формы, разработанные в основном по материалам поражений
левого полушария.
Кинестетическая
возникает при поражении нижних отделов постцентральной
области движения становятся недифференцированными, плохо управляемыми (наблюдается
симптом «рука-лопата»), больные не могут правильно воспроизвести позу рук, не могут без предмета
показать, как совершается действие нарушается проприоцептивная кинестетическая афферентация
двигательного акта. При усилении зрительного контроля движения корректируются. По своим
клиническим проявлениям эта форма апраксии является производным аналогом вышерассмотренных
идеаторной и идеомоторной, которые часто сочетаются при диффузных поражениях теменной доли.
Пространственная
возникает при поражении теменно-затылочных отделов, особенно при
поражении левого полушария. В ее основе лежат расстройства зрительно-пространственных синтезов,
нарушения представлений «верх-низ» и «право-лево» при сохранности зрительных функций, но на фоне
оптико-пространственной агнозии. Наблюдается апраксия позы, ухудшается выполнение сложных
действий (больные не могут одеться, застелить постель). При левосторонних поражениях возникают
трудности правильного написания букв, различно ориентированных в пространстве. Усиление
зрительного контроля не помогает. Производной формой от этих специфических предпосылок
становится вышеупоминавшаяся конструктивная апраксия (хорошо идентифицируемая при
манипуляциях с кубиками Коса, кубом Линка, доской Сегена). Кинетическая (эфферентная)
поражаются нижние отделы премоторной области 6-е и 8-е поля. Связана с временной организацией
программы двигательных актов и различных психических функций. Проявляется в виде нарушения
последовательности выполнения элементов движений персевераций. Регуляторная возникает при
поражении конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов. Протекает на
фоне сохранного мышечного тонуса и мышечной силы, но с отключением сознательного контроля за
выполнением действий, в результате чего нужные движения заменяются на шаблонные. При грубых
формах у больных наблюдаются подражательные повторения движений экспериментатора. Наибольшие
трудности вызывает смена программ движений (после письма больной рисует треугольник, обводя его
стороны как при письме).
Проблема речи в нейропсихологии
Речь и ее нарушения, афазии. Речь высшая форма передачи информации с помощью
акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция
обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте это механизм абстрагирования и обобщения,
создающий основу категорий мышления. Существуют два относительно самостоятельных вида речи.
Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь начинается с мотива и замысла
|