расстройств при повреждениях зоны Брока во время удаления части лобных долей (лоботомии),
восстановление речи у больных с нарушенной двигательной активностью (кататонией) после удаления
в правом полушарии зоны, симметричной зоне Брока и др. явились прецедентами, указывающими на
роль взаимодействия полушарий. Кроме того, было установлено, что при возникновении патологии в
различных участках коры, отвечающих за речь, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как
левого, так и правого полушария. Таким образом, благодаря широте распределенности в мозгу речевых
структур, можно говорить об их известной полифункциональности, причем принципиально важным
является не роль какой-либо ограниченной зоны, а сохранение возможности их полноценного
взаимодействия. При этом участие одной из них в том или ином звене речевого акта является
обязательным. Таким звеном, без которого осуществление речевого акта невозможно, у взрослого
человека и является левополушарная кора.
Афазии (R47.0) речевые расстройства при локальных поражениях левого полушария и
сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение, при
сохранности элементарных форм слуха. Их надо отличать от: дизартрий (R47.1) нарушений
произношения без расстройства восприятия речи на слух (при поврежденных артикуляционном
аппарате и обслуживающих его подкорковых нервных центрах и черепно-мозговых нервах), аномий
трудностей называния, возникающих при нарушениях межполушарного взаимодействия, дислалий
(алалий)
расстройств речи в детском возрасте в виде исходного недоразвития всех форм речевой
деятельности и мутизма молчания, отказа от общения и невозможности речи при отсутствии
органических нарушений ЦНС и сохранности речевого аппарата (возникает при некоторых психозах и
неврозах). При всех формах афазий, помимо особой симптоматики, обычно регистрируют нарушения
рецептивной речи и слухоречевой памяти. Существуют различные принципы классификаций афазий,
обусловленные теоретическими
взглядами и клиническим опытом их авторов. В соответствии с 10-й
Международной классификацией болезней принято выделять две основных формы афазий
рецептивную и экспрессивную (возможен смешанный тип). Действительно, к этим двум смысловым
акцентам в формализации речевых нарушений тяготеет большинство регистрируемой симптоматики, но
не исчерпывается ими. Ниже представлен вариант классификации афазий, основанный на системном
подходе к высшим психическим функциям, разработанный в отечественной нейропсихологии Лурия.
1. Сенсорная афазия (нарушение рецептивной речи) связана с поражением задней трети
верхней височной извилины левого полушария у правшей (зона Вернике).
В ее основе лежит снижение
фонематического слуха, то есть способности различать звуковой состав речи, что проявляется в
нарушении понимания устного родного языка вплоть до отсутствия реакции на речь в тяжелых случаях.
Активная речь превращается в «словесную окрошку». Одни звуки или слова заменяются другими,
сходными по звучанию, но далекими по смыслу («голос-колос»), правильно произносятся только
привычные слова. Это явление носит название парафазии.
В половине случаев наблюдается речевое
недержание логорея. Речь становится бедной на существительные, но богатой на глаголы и вводные
слова. Нарушается письмо под диктовку, однако понимание читаемого лучше, чем услышанного. В
клинике встречаются стертые формы, связанные с ослаблением способности понимать быструю или
зашумленную речь и требующие для диагностики применения специальных проб. Принципиальные
основы интеллектуальной деятельности больного остаются сохранными.
2. Эфферентная моторная афазия (нарушения экспрессивной речи) возникает при
поражении нижних отделов коры премоторной области (44-е и частично 45-е поля зона Брока). При
полном разрушении зоны больные произносят только нечленораздельные звуки, но их
артикуляционные способности и понимание обращенной к ним речи сохранены. Часто в устной речи
остается лишь одно слово или сочетание слов, произносимых с разной интонацией, что является
попыткой выразить свою мысль. При менее грубых поражениях страдает общая организация речевого
акта не обеспечивается его плавность и четкая временная последовательность («кинетическая
мелодия»). Этот симптом входит в более общий синдром премоторных нарушений движений
кинетической апраксии.
В подобных случаях основная симптоматика сводится к нарушениям речевой
моторики, характеризующимся наличием двигательных персевераций больные не могут
переключиться от одного слова к другому (приступить к слову) и в речи, и на письме. Паузы
заполняются вводными, стереотипными словами и междометиями. Возникают парафазии. Другим
содержательным фактором эфферентной моторной афазии являются трудности в использовании
речевого кода, приводящие
к внешне наблюдаемым дефектам амнестического типа. На всех уровнях
устной самостоятельной речи, чтения и письма забываются законы языка, в том числе и орфографии.
Стиль речи становится телеграфным используются преимущественно существительные в
|