именительном падеже, исчезают предлоги, связки, наречия и прилагательные. Зона Брока имеет тесные
двухсторонние связи с височными структурами мозга и функционирует с ними как единое целое,
поэтому при эфферентной афазии встречаются и вторичные трудности в восприятии устной речи.
3. Амнестическая афазия неоднородна, многофакторна и, в зависимости от доминирования
патологии со стороны слухового, ассоциативного или зрительного компонента, может встречаться в
трех основных формах: акустико-мнестическая, собственно амнестическая и оптико-мнестическая
афазия.
Акустико-мнестическая афазия характеризуется неполноценностью слухоречевой памяти
сниженной способностью удерживать речевой ряд в пределах 7 ± 2 элементов и синтезировать
ритмический узор речи. Больной не может воспроизвести длинное или сложное по построению
предложение, во время поиска нужного слова возникают паузы, заполняемые вводными словами,
ненужными подробностями и персеверациями. Производно грубо нарушается повествовательная речь,
пересказ перестает быть адекватным образцу. Лучшая передача смысла в таких случаях обеспечивается
избыточной интонированностью и жестикуляцией, а иногда речевой гиперактивностью.
В эксперименте лучше запоминаются элементы, находящиеся в начале и в конце стимульного
материала, начинает страдать номинативная функция речи, улучшающаяся при подсказке первых букв.
Интервал предъявления слов в разговоре с таким больным должен быть оптимальным, исходя из
условия «пока не забыли». В противном случае страдает и понимание сложных логико-грамматических
конструкций, предъявляемых в речевой форме. Для лиц с акустико-мнестическими дефектами
характерно явление словесной реминисценции
лучшего воспроизведения материала через несколько
часов после его предъявления. Существенную роль в структуре причинности этой афазии играют
нарушенное слуховое внимание и сужение восприятия. В номинативной функции речи на уровне образа
этот дефект проявляется в нарушении актуализации существенных признаков предмета: больным
воспроизводятся обобщенные признаки класса предметов (объектов) и вследствие неразличения
сигнальных признаков отдельных предметов они уравниваются внутри данного класса. Это приводит к
равновероятности выбора нужного слова внутри семантического поля (Цветкова). Акустико-
мнестическая афазия возникает при поражении средне-задних отделов левой височной доли (21-е и 37-е
поля).
Собственно амнестическая (номинативная) афазия проявляется в трудностях называния редко
употребляемых в речи предметов при сохранности объема удерживаемого речевого ряда на слух. По
услышанному слову больной
не может опознать предмет или назвать предмет при его предъявлении
(как и при акустико-мнестической форме страдает функция номинации). Производятся попытки
заменить забытое название предмета его назначением («это то, чем пишут») или описанием ситуации, в
которой он встречается. Появляются затруднения при подборе нужных слов в фразе, они заменяются
речевыми штампами и повторениями сказанного. Подсказка или контекст помогают вспомнить забытое.
Амнестическая афазия является результатом поражения задне-нижних отделов теменной области на
стыке с затылочными и височными долями. При этом варианте локализации очага поражения
амнестическая афазия характеризуется не бедностью памяти, а чрезмерным количеством всплывающих
ассоциаций, из-за чего больной оказывается неспособным к выбору нужного слова.
Оптико-мнестическая афазия вариант расстройства речи, редко выделяемый в качестве
самостоятельного. Он отражает патологию со стороны зрительного звена и более известен под
названием оптической амнезии.
Ее возникновение обусловлено поражением задне-нижних отделов
височной области с захватом 20-го и 21-го полей и теменно-затылочной зоны 37-го поля. При
общемнестических речевых расстройствах типа номинации (называния) объектов, в основе данной
формы лежит слабость зрительных представлений о предмете (его специфических признаках) в
соответствии с воспринятым на слух словом, а также самим образом слова. У этих больных нет каких-
либо зрительных гностических расстройств, но изображать (рисовать) предметы они не могут, а если
рисуют, то упускают и недорисовывают значимые для опознания этих предметов детали.
Из-за того, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухо-речевой
памяти, более каудально (букв. к хвосту) расположенные очаги поражения в пределах левого
полушария усугубляют потери со стороны зрительного звена речевой системы, выражающиеся в
оптической алексии (нарушении чтения), которая может проявляться в виде неузнавания отдельных
букв или целых слов (литеральная и вербальная алексия), а также нарушений письма, связанных с
дефектами зрительно-пространственного гнозиса. При поражении затылочно-теменных отделов правого
полушария нередко возникает односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует левую
сторону текста и не замечает своего дефекта.
|