не только слышит, он слушает, прислушивается. Именно ситуация тревожного прислушивания является
определяющей для провоцирования обманов слуха. Это может объяснять
и объединять различные
обманы слуха, которые наблюдаются у здоровых лиц при крайне напряженном прислушивании, у
больных с психическими заболеваниями и у лиц с нарушениями слуха. Хотя не все исследователи,
работающие в данной области, согласны с подобной гипотезой, однако общее аффективное состояние
больного: тревога, страх, напряженное ожидание чего-то плохого и по другим данным оказывает
существенное влияние на процесс слухового восприятия. Так, Бажин, изучая влияние личностных
факторов на процессы восприятия путем создания ситуации, где сигнал в той или иной степени искажен
шумами, показал, что больные с алкогольными психозами (F10.5) с удивительным постоянством
обычные, невыразительные, индифферентные словесные раздражители иллюзорно, ошибочно
принимали за слова, приобретающие угрожающий или презрительный характер (зарисовка за
решетку, пушистый душить, снег смерть, там хам и т. п.). Представляет интерес, что у
депрессивных больных содержание иллюзий отражало тему унижения, вины, то есть соответствовало
доминирующему аффекту.
Изучались особенности сенсорной сферы у больных шизофренией (F20-F29) с позиций учения о
функциональной специализации полушарий головного мозга. Оказалось, что у больных шизофренией
имеется патологическая гиперактивация слухоречевых зон, причем эффект преобладания правого уха
отсутствует. Оба полушария играют сходную роль в опознании звуков речи, то есть функции речевых
центров выполняют структуры не только левого, но и правого полушария. Специфические же для
правого полушария функции по опознанию невербальных стимулов у больных шизофренией угнетены.
Полученные данные привлекаются авторами для объяснения характерного для этих больных сочетания
богатства словарного запаса и абстрактных сведений с нарушением коммуникативных функций и
трудностью адаптации к повседневным ситуациям.
В патологии восприятия внимание исследователей привлекают деперсонализационные
расстройства. Вовин и Меерсон сообщили о результатах изучения особенностей зрительного
восприятия у больных с различными типами деперсонализации (F48.1). Первая группа была
представлена больными с аутопсихической деперсонализацией, вторая с сомато-, алло- и
аутопсихической деперсонализацией (в противоположность больным первой группы характерной была
выраженная чувственная окраска, но со снижением уровня восприятия), у больных третьей группы,
помимо деперсонализационных расстройств, типичных для предыдущих групп, отмечались более
грубые расстройства психосенсорного синтеза в виде нарушения схемы тела, переживания уже
виденного и др. При сравнении результатов исследования зрительного восприятия у больных этих трех
групп оказалось, что у испытуемых, отнесенных к первой группе, зрительное восприятие
отличалось
неконкретностью и отвлеченностью (то есть преобладали те стороны зрительного восприятия, которые
связаны преимущественно с функционированием левого полушария). Напротив, у больных второй
группы зрительное восприятие характеризовалось чрезмерной конкретностью и наглядностью (и,
следовательно, преобладали стороны зрительного восприятия, вероятно, в большей степени связанные с
деятельностью правого полушария). У больных третьей группы полученные данные можно было
интерпретировать как торможение функций правого полушария. У больных шизофренией без
деперсонализационных расстройств явления утрированного преобладания обобщенной или
конкретнообразующей стороны зрительного восприятия были выражены лишь незначительно.
Проблемой, ярко иллюстрирующей связь ощущений и эмоций, является проблема боли.
Учитывая, что она одновременно имеет существенные для клинической практики психосоматические
аспекты, представлялось целесообразным изложить ее в главе 14.
Расстройства памяти. Память это психический процесс запоминания, сохранения и
последующего воспроизведения прошлого опыта.
В последние десятилетия интенсивные исследования мнестических процессов осуществлялись в
нескольких аспектах психологическом, нейропсихологическом, нейрофизиологическом. В то же
время дальнейшее изучение мнестических процессов для собственно медицинских целей:
патогенетической и дифференциальной диагностики болезней, осуществления наиболее эффективных
лечебно восстановительных программ опирается на ряд принципиально важных положений
общепсихологической концепции памяти. Ведущим в этой концепции является представление о памяти
как психическом процессе, детерминированном деятельностью личности, с присущими ей
мотивированностью, направленностью и опосредованностью. Качества памяти определяются степенью
участия соответствующего материала в деятельности субъекта, значимости его для достижения
предстоящих целей (Выготский, П. И. Зинченко и др.).
|