Navigation bar
  Print document Start Previous page
 243 of 541 
Next page End  

не только слышит, он слушает, прислушивается. Именно ситуация тревожного прислушивания является
определяющей для провоцирования обманов слуха. Это может объяснять
и объединять различные
обманы слуха, которые наблюдаются у здоровых лиц при крайне напряженном прислушивании, у
больных с психическими заболеваниями и у лиц с нарушениями слуха. Хотя не все исследователи,
работающие в данной области, согласны с подобной гипотезой, однако общее аффективное состояние
больного: тревога, страх, напряженное ожидание чего-то плохого — и по другим данным оказывает
существенное влияние на процесс слухового восприятия. Так, Бажин, изучая влияние личностных
факторов на процессы восприятия путем создания ситуации, где сигнал в той или иной степени искажен
шумами, показал, что больные с алкогольными психозами (F10.5) с удивительным постоянством
обычные, невыразительные, индифферентные словесные раздражители иллюзорно, ошибочно
принимали за слова, приобретающие угрожающий или презрительный характер (зарисовка — за
решетку, пушистый — душить, снег — смерть, там — хам и т. п.). Представляет интерес, что у
депрессивных больных содержание иллюзий отражало тему унижения, вины, то есть соответствовало
доминирующему аффекту.
Изучались особенности сенсорной сферы у больных шизофренией (F20-F29) с позиций учения о
функциональной специализации полушарий головного мозга. Оказалось, что у больных шизофренией
имеется патологическая гиперактивация слухоречевых зон, причем эффект преобладания правого уха
отсутствует. Оба полушария играют сходную роль в опознании звуков речи, то есть функции речевых
центров выполняют структуры не только левого, но и правого полушария. Специфические же для
правого полушария функции по опознанию невербальных стимулов у больных шизофренией угнетены.
Полученные данные привлекаются авторами для объяснения характерного для этих больных сочетания
богатства словарного запаса и абстрактных сведений с нарушением коммуникативных функций и
трудностью адаптации к повседневным ситуациям.
В патологии восприятия внимание исследователей привлекают деперсонализационные
расстройства. Вовин и Меерсон сообщили о результатах изучения особенностей зрительного
восприятия у больных с различными типами деперсонализации (F48.1). Первая группа была
представлена больными с аутопсихической деперсонализацией, вторая — с сомато-, алло- и
аутопсихической деперсонализацией (в противоположность больным первой группы характерной была
выраженная чувственная окраска, но со снижением уровня восприятия), у больных третьей группы,
помимо деперсонализационных расстройств, типичных для предыдущих групп, отмечались более
грубые расстройства психосенсорного синтеза в виде нарушения схемы тела, переживания уже
виденного и др. При сравнении результатов исследования зрительного восприятия у больных этих трех
групп оказалось, что у испытуемых, отнесенных к первой группе, зрительное восприятие
отличалось
неконкретностью и отвлеченностью (то есть преобладали те стороны зрительного восприятия, которые
связаны преимущественно с функционированием левого полушария). Напротив, у больных второй
группы зрительное восприятие характеризовалось чрезмерной конкретностью и наглядностью (и,
следовательно, преобладали стороны зрительного восприятия, вероятно, в большей степени связанные с
деятельностью правого полушария). У больных третьей группы полученные данные можно было
интерпретировать как торможение функций правого полушария. У больных шизофренией без
деперсонализационных расстройств явления утрированного преобладания обобщенной или
конкретнообразующей стороны зрительного восприятия были выражены лишь незначительно.
Проблемой, ярко иллюстрирующей связь ощущений и эмоций, является проблема боли.
Учитывая, что она одновременно имеет существенные для клинической практики психосоматические
аспекты, представлялось целесообразным изложить ее в главе 14.
Расстройства памяти. Память это психический процесс запоминания, сохранения и
последующего воспроизведения прошлого опыта.
В последние десятилетия интенсивные исследования мнестических процессов осуществлялись в
нескольких аспектах — психологическом, нейропсихологическом, нейрофизиологическом. В то же
время дальнейшее изучение мнестических процессов для собственно медицинских целей:
патогенетической и дифференциальной диагностики болезней, осуществления наиболее эффективных
лечебно восстановительных программ — опирается на ряд принципиально важных положений
общепсихологической концепции памяти. Ведущим в этой концепции является представление о памяти
как психическом процессе, детерминированном деятельностью личности, с присущими ей
мотивированностью, направленностью и опосредованностью. Качества памяти определяются степенью
участия соответствующего материала в деятельности субъекта, значимости его для достижения
предстоящих целей (Выготский, П. И. Зинченко и др.).
Hosted by uCoz