Вопрос о происхождении самих алекситимических черт остается открытым и для самого
основателя концепции. Вызвана ли алекситимия врожденными дефектами, является ли результатом
биохимического дефицита, проистекает ли из-за задержек в развитии семейных, социальных или
культурных? На эти вопросы нет ответа. Имеются, однако, предварительные свидетельства,
указывающие на то, что основное значение имеют генетические факторы, и что сам этот феномен
может быть понят скорее всего в рамках нейрофизиологии.
Поскольку алекситимия может встречаться и у здоровых людей, и у больных с различными
заболеваниями, то следует иметь в виду, что алекситимия это не «мотивированное забывание»,
которое может объясняться простым вытеснением или отрицанием и которое можно обнаружить в
оговорках, распознаваемом переносе. Ее следует отличать от такого рода психической
нечувствительности, которая может развиваться как активный мотивированный процесс вследствие
массивной психической травмы, угрожающей изоляцией, дезинтеграцией и депрессией; ее следует
отличать также от тех видов познавательной деятельности и экспрессии, которые характеризуют
сходные виды таких психиатрических синдромов, как привычные аффективные нарушения при
вялотекущей шизофрении (F21), а также от того типа операционального мышления, которое характерно
для малограмотных или когнитивно неразвитых, по Пиаже, людей. То, что квалифицируется как
алекситимия, в некоторых случаях может оказаться культурной или субкультурной характеристикой.
В то время, как идет полемика относительно того, является ли алекситимия зависимым от
ситуации состоянием или стабильной личностной характеристикой, разработан ряд методов для ее
измерения. Если некоторые из них учитывают лишь определенные аспекты алекситимии, то в других
делается попытка измерить все компоненты этой многомерной характеристики. Однако исследователи
не всегда подвергали разрабатываемые измерительные методики строгим и неоднократным оценкам их
надежности и валидности.
Имеющиеся в настоящее время методы измерения алекситимии включают: опросники, оценки по
которым выставляются наблюдателями, шкалы самоотчетов, проективные техники.
В психологическом практикуме к этой главе для измерения алекситимии приведена Торонтская
Алекситимическая Шкала (TAS). На основании литературных данных можно полагать, что сегодня
это один из немногих способов измерения алекситимии, который соответствует требованиям,
предъявляемым к тесту, подходящему как для клинических, так и для исследовательских целей, и
который превосходит другие измерения алекситимии (построенные по принципу самоотчета).
Психиатрия консультирования-взаимодействия как одно из направлений современной
психосоматики. В начале 70-х гг. XX в. научные исследования и клиническая практика, основанные на
современных подходах, способствовали повышению интереса к психосоматической медицине, которая
к тому времени переживала кризис. Ранее в центре внимания психосоматической медицины находились
психологические факторы. В 70-е гг. на смену преобладающей биомедицинской модели, в рамках
которой не было места социальному, психологическому, бихевиоральному, приходит
биопсихосоциальная модель, впервые предложенная Энгелем в 1977 г., синтезировавшая достижения
психосоматической медицины, и предполагающая значимость биологических, психологических и
социальных факторов в развитии, течении и исходе физических и психических расстройств.
Три взаимосвязанных аспекта являются решающими в определении психосоматики.
1. Это научная дисциплина, изучающая соотношения биологических, психологических и
социальных факторов в норме и патологии.
2. Это собрание постулатов, заключающих в себе холистический подход в клинической
практике.
3. Это дисциплина, включающая в себя психиатрию консультирования-взаимодействия
(consultation-liaison psychiatry) ПКВ.
ПКВ долгое время считалась особой областью психиатрической практики, которая развилась как
одно из ответвлений психосоматической медицины. Это направление возникло в Германии и Австрии в
20-30-х гг. XX в. и затем успешно развивалось в Соединенных Штатах Америки, где на ее развитие в
значительной степени повлияла психобиологическая школа психиатрии, основанная А. Майером. В его
подходе, который он назвал психобиологией, подчеркивалось значение изучения биографии пациента
как средства понимания личности в целом. Психобиология изучала человека как индивидуума в норме и
патологии. Из этого логически следует, что с такой холистической точки зрения общая медицинская
практика и психиатрия скорее должны быть объединены, чем разъединены. Подобная интеграция
предполагает развитие психиатрических отделений в больницах широкого профиля и сотрудничество
между психиатрами и их коллегами-непсихиатрами в лечении как физических, так и психологически
|