обусловленных расстройств.
В 20-30-х гг. в США появляются первые психиатрические отделения в больницах широкого
профиля. Одно из таких наиболее значимых отделений, основанное в Университете Колорадо, было
названо «Отделение психиатрического взаимодействия». Вероятно, отсюда и берет свое начало термин
«психиатрическое взаимодействие». Пациенты таких отделений составляли тот контингент, который
использовался для учебных целей и включался в исследовательские работы. Деятельность такого рода
можно рассматривать как применение психосоматических подходов в клинической практике. Подобные
отделения были открыты в большинстве университетских клиник для выполнения трех задач.
1. Дать возможность врачам и студентам ознакомиться с каждым пациентом, независимо от того,
на что он жалуется и чем болеет, и разумно применять психиатрический подход, для того чтобы
улучшить состояние пациента и помочь ему разобраться в своих проблемах будь то соматические
или личностные, либо те и другие.
2. Признать психологию в качестве составной части профессионального мышления врачей и
студентов во всех отраслях медицины.
3. Довести до сознания врачей и студентов потребность в доступной концепции личности и
социального функционирования.
В 1973 г. Липовски определил ПКВ как «область клинической психиатрии, которая заключает в
себе клиническую, обучающую и исследовательскую деятельность психиатров и связанных с ними
профессионалов в области психического здоровья в непсихиатрических подразделениях госпиталя
широкого профиля». В этом определении заключены два взаимосвязанных аспекта:
1. Консультирование. Оно обеспечивает экспертное диагностическое мнение и совет, как вести
лечение пациента, учитывая его психическое состояние
и поведение. Такое консультирование
проводится по просьбе профессионала-непсихиатра.
2. Взаимодействие. Оно означает связь групп профессионалов с целью эффективного
сотрудничества.
Таким образом, ПКВ возникла в результате слияния психобиологии и психосоматики, то есть
двух концептуальных направлений, которые отстаивают холистическую точку зрения на человека и
сотрудничество между психиатрией и общей медициной. К такому заключению пришел Липовски в
1990 г. и на этом основании определил ПКВ как субспециализацию психиатрии, имеющую дело с
клинической сферой деятельности, обучением и исследовательской работой в непсихиатрических
учреждениях здравоохранения.
Клиническая деятельность включает в себя консультирование, взаимодействие и терапию.
Психиатрическое консультирование врачей-непсихиатров это краеугольный камень клинической
деятельности психиатра в сфере консультирования-взаимодействия .
Различают три основных типа психиатрического консультирования в медицинских учреждениях
широкого профиля:
консультирование, ориентированное на пациента, когда в центре внимания находятся
пациенты;
консультирование, ориентированное на консультируемого, когда в центре внимания стоят
проблемы консультируемого и их обсуждают без присутствия пациента;
консультирование, ориентированное на ситуацию, когда в центре внимания находится
взаимосвязь между пациентом и членами медицинского коллектива, осуществляющего лечение и уход
за пациентом.
Второй аспект клинической деятельности взаимодействие вызвал большую полемику.
Стержнем работы по взаимодействию в целом является тесный контакт между ключевыми фигурами в
клинической сфере: пациентами, семьями, врачами, психологами, медсестрами, социальными
работниками, администраторами, и другими лицами, оказывающими помощь пациенту.
Взаимодействие посредством такого контакта называется консультирование-взаимодействие, и главным
участником такого процесса является психиатр. Его задача быть экспертом в психологических и
социальных параметрах болезни, ему необходимо иметь дополнительные знания относительно
различных характеристик на стыке психиатрии и других медицинских дисциплин.
Сторонники взаимодействия утверждают, что такое консультирование содействует более
быстрому получению данных для истории болезни, помогает предотвратить кризис в палате, вызванный
конфликтами между пациентами и персоналом или неспокойным поведением пациента, позволяет
консультанту проводить обучение по психосоциальным и психиатрическим аспектам помощи пациенту.
И напротив, оппоненты такого интенсивного взаимодействия возражают против него, аргументируя это
|