изменения, отношения личности играют важную роль (не в возникновении, а в степени переживания
боли). Боль нередко достигает наибольшей выраженности у больных с личной неустроенностью,
отсутствием цели и другими неразрешенными конфликтами. Сосредоточивая на себе внимание
больных, болевые ощущения в подобных случаях используются как средство выхода из травмирующей
ситуации, помогают больным уйти от разрешения реальных жизненных трудностей.
Ананьев также указывает на значение в овладении болью, в изменении «пределов выносливости»
к боли сознательной установки человека. Именно в этом изменении «пределов выносливости», а не в
абсолютной болевой чувствительности, по его мнению, проявляется личность человека в ее отношении
к боли.
В тесной связи с рассмотренным выше находится один из наименее изученных разделов учения о
боли проблема психалгий,
или психических болей.
В зарубежной психосоматической литературе
распространены чисто психологические трактовки психалгий, в которых отрицание
нейрофизиологических механизмов боли чаще всего сочетается с анализом их психогенеза с
психоаналитических позиций.
Наиболее систематизированное изложение психосоматической концепции боли содержится в
работе Энгеля. Он обосновывает положение о том, что возможно существование боли «как чисто
психического феномена», боли без болевой импульсации с периферии. Доказательства автора сводятся
к следующим основным положениям.
1. Боль имеет сигнальное защитное значение, она предупреждает об угрозе повреждения или
утраты части тела. В плане развития боль возникает всегда при наличии болевой импульсации с
периферии. Психический механизм боли развивается в процессе филогенеза и онтогенеза на основе
рефлекторного механизма. Но как только психический механизм боли возник, для ощущения боли уже
не требуется периферического
раздражения. И это определяется тем огромным значением, которое
имеет боль в истории жизни индивидуума.
2.
Боль плач утешение любимым человеком устранение боли вся эта цепь играет
важную роль в становлении нежных любовных отношений и позволяет объяснить «сладкое
удовольствие» от боли. Боль позволяет сблизиться с любимым человеком. Некоторые индивидуумы
поступают таким образом, как будто боль стоит такой цены.
3. Боль наказание. Боль наносится, если «я плохой». В этом случае она сигнал вины, а отсюда
и важный посредник для искупления вины. Некоторые дети, так же как и взрослые, рады боли, если это
приводит к прощению их и к соединению с любимым человеком. Если боль посредник для облегчения
вины, то в какой-то степени здесь выступает и удовольствие от боли.
4.
Боль рано сочетается с агрессивными стремлениями и стремлением к власти. В этом смысле
боль хорошее средство для контроля за своими агрессивными тенденциями.
5.
Существует определенная связь между болью и истинной или воображаемой потерей
любимых лиц, в особенности если есть вина в агрессивных чувствах по отношению к этим лицам. Боль
является в этих случаях средством психического искупления. Человек уменьшает чувство потери,
испытывая боль в своем собственном теле. Он может заменить болью потерянное лицо.
6. Боль может сочетаться с половым чувством. На высоте полового возбуждения боль не только
может быть нанесена, но и являться источником наслаждения. Когда это становится доминирующим, то
говорят о мазохизме.
Некоторые люди в большей степени, чем другие, склонны использовать боль как психический
феномен, независимо от того, имеет она или не имеет периферического компонента. Эти люди
отличаются рядом особенностей, которые с учетом того, что уже говорилось выше, можно свести к
следующему:
а) преобладание вины, при которой боль удовлетворительный способ успокоения;
б)
мазохистические тенденции, склонность переносить боль, о чем свидетельствует большое
число операций, повреждений склонность к «выпрашиванию боли»;
в) сильные агрессивные тенденции, которые встречают отпор, и поэтому возникает боль;
г)
развитие боли, когда какая-нибудь связь потеряна или под угрозой, когда боль
«замещение»;
д) локализация боли определяется бессознательной идентификацией с объектом любви; одно из
двух: боль была у пациента, когда он находился
в конфликте с объектом любви, или же это боль,
которой страдал фактический или воображаемый объект любви.
Автор отрицает двухкомпонентную концепцию боли, которая признает болевое ощущение
(сенсорный компонент) и реакцию на него (эмоциональный компонент), так как «эта концепция
|